- Ну что! Махнем на юг?!
- Да я уже давно
на него махнул.
С моей-то зарплатой!



№ 108 (2423)
29 июня 2002, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Городские новости29.06.2002
Готовность №1
Тайна следствия умерла со старым УПК

Новый УПК: начнем работать, а там сориентируемся...

C 1 июля главную роль в расследовании уголовных дел, похоже, будут играть конвойные милиционеры и ксероксы. По крайней мере, работа по введению нового Уголовно-процессуального кодекса началась именно с покупки техники и увеличения штата конвоиров.

Об отличии нового УПК от старого "ВК" уже рассказывала. Они такие же разные, как Америка и Россия, поэтому не будет преувеличением сказать, что в понедельник мы проснемся в другой стране и будем жить по ее законам. Готовы ли к новой жизни правоохранительные органы?

- Я считаю, что новый УПК несколько недоработан, - говорит начальник следственного управления при УВД Казани Альберт Гарипов. - Впрочем, это не только мое личное мнение. Об этом на майской межведомственной коллегии правоохранительных органов говорили и прокурор республики Кафиль Амиров, и председатель Верховного суда РТ Геннадий Баранов... Но выполнять его придется, и майская коллегия, кстати, была посвящена итогам подготовки личного состава МВД, прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции и судейского корпуса к предстоящим изменениям в законодательстве. А готовиться к введению кодекса мы начали в феврале. В течение четырех месяцев наши сотрудники изучали новый порядок задержания преступников, возбуждения и расследования уголовных дел...

- А где милиционеры взяли время на учебу? По ночам кодекс штудировали?

- По нормативам сотрудникам МВД отводится 2 часа в неделю для служебной подготовки. Этим временем и воспользовались. Впрочем, сама по себе учеба особых хлопот нам не принесла. Другое дело - напечатать новые бланки для допросов, купить копировальную технику, чтобы снабжать адвокатов материалами уголовных дел, приобрести новые автомашины для конвойных подразделений... Выкрутились только благодаря поддержке администрации города. Распоряжением мэра Исхакова нам были выделены деньги.

- Альберт Халимович, в чем отличия нового УПК на практике? Давайте представим, что я - хулиган, который ограбил прохожего, и меня с поличным задержал милицейский патруль. Что дальше?

- Вас, как обычно, доставляют в РУВД, берут объяснения. Милиционеры имеют право удерживать вас без возбуждения уголовного дела только три часа. В течение этого времени они должны собрать все необходимые документы и направить их прокурору на утверждение. По новому УПК, прокурор должен санкционировать возбуждение каждого уголовного дела. После получения санкции сотрудники ОВД могут отправить вас в изолятор временного содержания, но на срок не более 24 часов. В течение этого времени арестованного вместе с уголовным делом должны отвезти в суд, чтобы решить вопрос, связанный с избранием меры пресечения. Арестовать гражданина ныне имеет право только суд. Здесь же, в суде, задержанный имеет право обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела. И не исключено, что суд его отпустит.

- Это почему?

- Потому, что новый УПК дает адвокату право не только знакомиться со всеми материалами уголовного дела, получать ксерокопии документов (для чего нам, собственно, и понадобилось дополнительно закупать ксероксы), но и собирать доказательства невиновности своего подзащитного. В общем, если раньше уголовное дело детально разбиралось в суде лишь после расследования, теперь оно будет разбираться там многократно в процессе следствия. Мало того что обвиняемый имеет право обжаловать любое действие следователя, еще и сам следователь должен будет получить в суде разрешение, скажем, на арест имущества, выемку корреспонденции... А поскольку вместе с уголовным делом в суд придется возить и обвиняемого, нам пришлось существенно увеличить штат конвойной службы и выделить семь дополнительных микроавтобусов, оборудованных для перевозки арестованных.

- А как обстоят дела с процессуальными сроками следствия?

- Они остаются без изменения. Другое дело, что новый УПК с целью разгрузить следователей передал более 40 составов преступлений для расследования дознавателям. Кстати, дознаватели, по новому УПК, в системе правоохранительных органов стали самым слабым звеном. Кроме непосредственных обязанностей они, в случае необходимости, должны будут поддерживать в судах гособвинение наравне с работниками прокуратуры, ведь гособвинение в судах становится 100-процентным. Конечно, есть распоряжение генпрокурора, чтобы все вопросы по гособвинению взяли на себя работники прокуратуры, но справятся ли они? Вообще смысл нового УПК сводится к тому, чтобы вывести суд из системы правоохранительных органов и обеспечить состязательность сторон в уголовном процессе. Документ создан в духе Российской Конституции 1993 года, где как раз сказано о том, что арестовать гражданина может лишь суд и прочее. Новый УПК нужно было принять гораздо раньше.

Точку зрения Альберта Гарипова по поводу трехчасового срока на возбуждение уголовного дела не разделяет зампрокурора республики Фарид Загидуллин.

- В законе сказано, что уголовное дело должно быть возбуждено немедленно, - комментирует он. - Конкретные сроки не определены, поэтому круглосуточного дежурства в районных прокуратурах города скорее всего не будет. Дежурный прокурор, который должен давать санкцию на возбуждение уголовного дела, будет находиться на рабочем месте с 6 часов утра до 11 часов вечера. В каждом районе начальник милиции и прокурор могут, конечно, обсудить другой вариант, как-то договориться, но в целом стратегию я вам уже пояснил.

- Фарид Хабибуллович, есть мнение, что органы прокуратуры не смогут обеспечить 100-процентное гособвинение в судах, и эту роль частично будут выполнять милицейские дознаватели...

- В соответствии с приказом генпрокурора мы уже обеспечиваем 100-процентное гособвинение в судах. Этот вопрос для нас решен. Другое дело, сможем ли мы обеспечивать его бесперебойно. В правоохранительных органах, как известно, прошли сокращения, а теперь, когда людей не хватает, кадровый вопрос остался нерешенным и штаты нам не увеличили. Некоторые сложности мы преодолели, в частности - обучение следователей, оснащение их новыми бланками. Москва не выделила нам ни копейки, была лишь рекомендация изыскивать средства в местных бюджетах. Но ведь учителя сидят без зарплаты... Органы прокуратуры мы тем не менее оснастили, но кадровый вопрос нас заботит.

- Значит, можно с уверенностью сказать, что органы прокуратуры готовы исполнить требования нового УПК?

- Мы считаем, что готовы, но это очень субъективно. Время покажет, точнее, первый месяц работы. Дальше - будем вносить коррективы.

Поскольку очень важную роль в следствии новый УПК отводит адвокатам, вопрос о готовности к реформе мы задали и заместителю председателя Татарстанской коллегии адвокатов Рамилю Ситдикову.

- В каждой юридической консультации были проведены учения, на которых читали лекции преподаватели вузов, поэтому с теоретической подготовкой у нас проблем нет. А что касается практики, каждый адвокат занимается ею каждый день. Суть его деятельности с введением нового УПК, как известно, не поменялась. У адвокатов появились новые права, значит, будем защищать подзащитных еще лучше. Адвокаты по требованию задержанных будут работать в милиции и в прокуратуре весь день.

- Рамиль Равилович, новый УПК предполагает, что каждый подозреваемый практически с момента задержания имеет право на адвоката. Допустим, человека задержали по подозрению в час ночи, а до трех часов должны решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Ночью подозреваемый может рассчитывать на адвоката?

- В новом УПК сказано, что по требованию подозреваемого милиция обязана предоставить адвоката в течение 24 часов. То есть по ночам адвокаты работать, скорее всего, не будут или только в случае крайней необходимости. Скажем, если следователь милиции или прокуратуры станет проводить ночью следственные действия. На майской межведомственной коллегии мы обговаривали эти вопросы со следователями и решили работать только в отведенное для работы время. А что касается ночного задержанного, то ночь он проведет в изоляторе временного содержания, а наутро, когда его вызовут на допрос, тут подоспеет и наш адвокат. Без внимания никого не оставим.

- Если не секрет, сколько с первого июля Татарстанская коллегия сможет выделить адвокатов для работы с подозреваемыми?

- Точную цифру сказать затрудняюсь, но на первое время адвокатов будет выделено больше обычного. А там - сориентируемся.

Алексей УГАРОВ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
29 июня 2002, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 108 (2423)следующий »

Горячие материалы
Валентина ПАХОМОВА
 

Политика
Рустам ВАФИН

Правоохранение и криминал
 
Юлия АНДРЕЕВА

Культура
Елена ЖЕЛЕЗНОВА
("Московская правда".)
Марина ЮДКЕВИЧ
Айсылу КАДЫРОВА
 

Городские новости
Тайна следствия умерла со старым УПК
Алексей УГАРОВ
 
Рустам ВАФИН

Спорт
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Субботний репортаж
Инна СЕРОВА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 108 (2423)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет