| Городские новости | 29.10.2002 |
Пристегните ремни!
Махну серебряным тебе крылом
Эта строчка из популярной песенки может стать пророческой для казанских авиапассажиров
Новый скандал разгорается вокруг аэронавигационного оборудования международного аэропорта "Казань". На прошлой неделе его новый хозяин - ФПГ "Российский авиационный консорциум" - потребовал прекратить эксплуатацию систем "Томсон". Все авиакомпании, чьи маршруты проходят через казанскую зону полетов, уже оповещены, что надо быть готовыми использовать запасные воздушные коридоры. В обход Татарстана.
По нашим сведениям, руководства "Татаэронавигации" и регионального Управления воздушного транспорта, в чьем ведении и находятся системы "Томсон", отказались выполнить требование владельцев. В аэропорту введены усиленные меры безопасности: все объекты, обеспечивающие безопасность полетов, взяты под охрану. Опасаются и несанкционированного отключения навигационных систем. Между тем генеральный директор "Росавиаконсорциума" Татавос Суринов предупредил о возможном уголовном преследовании должностных лиц, которые продолжают незаконную эксплуатацию их оборудования. Им могут инкриминировать получение незаконного дохода и нанесение ущерба в особо крупных размерах.
Вчера "разруливать" ситуацию вокруг казанского аэропорта отправился в Москву министр транспорта республики Владимир Швецов. На неделе в Казани ждут замначальника службы управления воздушным движением Юрия Мелешко.
Как же Татарстан дошел до жизни такой? 13 мая 2002 года постановлением правительства РТ за номером 387-р навигационные системы "Томсон" были проданы ФПГ "Росавиаконсорциум". В статье "Первым делом самолеты, а авиадиспетчеры - потом" ("ВК", 23 июля) мы познакомили наших читателей с некоторыми пикантными подробностями этой сомнительной сделки. Во-первых, был нарушен Воздушный кодекс РФ, запрещающий передавать в частные руки звенья единой системы контроля за воздушным движением. Во-вторых, серьезные сомнения вызвали параметры сделки: французское оборудование стоимостью 30 миллионов долларов, купленное на деньги татарстанских налогоплательщиков, было продано за 4 миллиона. В счет долга перед таможенниками. Продано структуре, чья репутация в авиационных кругах страны была далеко не идеальной. Например, в 1997 году консорциум практически приватизировал вторую в России по объемам перевозок авиакомпанию "Внуковские авиалинии". В итоге, по данным Счетной палаты, с 1997 по 2000 год остаточная стоимость основных средств ОАО "ВАЛ" снизилась с 473,4 миллиарда рублей до 22,2 миллиарда. А практически весь дееспособный парк самолетов был распродан или выведен из компании.
Правда, кабмин в договоре купли-продажи "Томсона" оговорил, что запрещается отключать или демонтировать оборудование. А также устанавливать арендные платежи за его пользование выше тех, что установлены государством в целом по отрасли. В связи с этим требования новых владельцев "Томсона" выглядят более чем странно. Единственное логическое объяснение им - возможно, "Росавиаконсорциум" затеял скандал с целью побыстрее продать оборудование Минтрансу РФ. А главное, по цене, заметно превышающей 4 миллиона долларов. В таком случае угрозы руководства консорциума - лишь спектакль, призванный сделать покупателей посговорчивей. По какой цене намерены они продать навигационное оборудование - нам не известно. Но не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что в этой цифре заложены проценты и татарстанских чиновников. Тех, кто дал "добро" на продажу "Томсона" ФПГ "Росавиаконсорциум". Иначе трудно объяснить их поистине царскую щедрость.
Рустам ВАФИН
|