Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит. ...



№ 190-191(2297-2298)
30 ноября 2001, пятница
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Образование30.11.2001
Тяжело в ученье
Смотришь в книгу - видишь фигу

До-олго бились родители одного казанского второклассника, да так и не смогли решить задачку, заданную ребенку на дом. В конце концов убедились, что решения задачка не имеет. Побежали к учительнице: что ж вы, дескать, детям муть-то всякую задаете? А учительница что? Она не виновата, что "муть" в учебнике прописана. Хотя, конечно, могла бы прежде и сама попробовать задачку решить. В общем, поссорились родители с педагогом крепко и перевели ребенка в другой класс, благо что учебники там другие...

Провозглашенная десять лет назад свобода на рынке учебной литературы обернулась, как это часто у нас бывает, вакханалией. Учебники ринулись писать многие, писались они наскоро, наскоро же проходили экспертизу. Заручившись рекомендацией Минобраза, авторы учебников стали разъезжать по городам и весям, нахваливая свой товар. Учителя клюнули на рекламу. В результате всем стало хорошо - авторам, издателям, книготоргующим фирмам. Но только не детям.

На этот учебный год Министерством образования России рекомендовано порядка 1200 учебных книжек. Десятки вариантов по каждому предмету, для каждого класса. Плюс "левые" учебники, которые издательства штампуют по собственной инициативе. Учителя путаются, разочаровавшись в одном учебнике, кидаются на другой. У школьников - каша в голове.

Это бардак! - решили недавно в российском правительстве. И сейчас в Минобразе РФ уже трудятся над сокращением федерального перечня учебников. С учебниками истории, которые так не понравились премьеру Касьянову, предстоит разобраться отдельно - переписать. Татарстанские специалисты в области образования, кстати, собираются принять активное участие в этом переписывании, и соответствующие поправки уже готовы, но об этом ниже. А пока...

Еще года три назад изучение математики в младших классах по учебникам Петерсон считалось престижным для школы. А вчера, позвонив в несколько казанских школ, я услышала: мы "прокатали" книжки Петерсон и... бросили. Потому что, как объяснили мне директора и учителя, Петерсон развивает у детей мыслительный аппарат, логику, но вычислительных навыков не дает. Но как же дети, на которых "прокатали"? Где им теперь приобрести вычислительные навыки?

- У учебника Людмилы Петерсон тоже есть свои достоинства, - говорит главный методист лаборатории начального образования Института повышения ква-лификации работников начального образования Дания Абзалова. - Но наши учителя, к сожалению, часто забывают, что они должны работать по системе и соответственно подбирать учебники. Ведь существует письмо МО РФ, что для тех, кто работает по системе Занкова или Эльконина - Давыдова учебник Петерсон неприемлем! Потому что он из другой программы - "Школа-2000", грубо говоря, из другой оперы... А когда учитель, школа внедряют новую методику и учебники, они должны контролировать процесс и отвечать за результат. Не отвечаешь - не внедряй.

А почему в альтернативном учебнике по чтению для малышей стихи Андрея Макаревича? Макаревич, конечно, стихи складывает неплохие, но разве с них надо начинать знакомство с русской литературой?!. Опять же все зависит от учителя. Хорошо, если он выберет для работы "классический" учебник с Пушкиным и Толстым. А если не выберет? До свидания, до лучших времен, Александр Сергеевич! Который, между прочим, много написал для детишек... Но одна из характерных особенностей многих нынешних учебников, кроме их глупости, - абсолютная неучтенность возрастных особенностей ребенка.

С географией не легче. К примеру, школьники во многих татарских школах изучают сейчас предмет "Экономическая география СССР", потому что новые учебники на татарский перевести не успели. Но это и не страшно. Потому что в новых учебниках по географии уже обнаружены недоразумения и установлена ненаучность ряда фактов.

Ну а теперь о переписывании истории. Надо сказать, российское Министерство образования само предложило нашему: давайте, мол, формулируйте, что вам там не нравится про монголо-татар, может, и учтем, все равно учебники переписывать. Ну наши и сформулировали: не нравится нам, дескать, термин "монголо-татарское нашествие", а уж "иго" - тем более. Неловко читать в учебниках и про то, как татары покоряли русские города и притесняли русский народ. Словом, предлагают татарстанские специалисты, не лучше ли назвать то нашествие просто "монгольским"? От монголов-то не убудет, зато татарам спокойней. Местные историки просят авторов федеральных учебников пересмотреть их оценку золотоордынского периода в истории России - слишком уж она негативная. И по поводу новейшей истории республики - суверенитета и пр. тоже есть поправки.

Правда, пока неизвестно, учтут ли эти пожелания авторы федеральных учебников по истории. Или же вдруг заартачатся и откажутся писать о прогрессивной роли Золотой Орды в истории России. Поэтому авторов-историков планируется зазвать в Казань на сабантуйчик, где и порешать все спорные вопросы.

А вообще любой историк вам скажет, что историю определяет политика. И пока политики кроят, перекраивают и подкладывают историю под себя, детишки опять же мучаются. Учителям тоже трудно.

Ольга МАЧНЕВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
30 ноября 2001, пятница
Все статьи номера:
« предыдущий№ 190-191(2297-2298)следующий »

Горячие материалы
Рустам ВАФИН
 

Политика
Марина ЮДКЕВИЧ

Медицина
 
 
 

Правоохранение и криминал
 

Образование
Смотришь в книгу - видишь фигу
Ольга МАЧНЕВА

Культура
 
Лилия ВИКТОРОВА

Городские новости
Валентина ПАХОМОВА
Валентина ПАХОМОВА
 

Спорт
 
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 
 

« предыдущий№ 190-191(2297-2298)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет