| Культура | 31.03.2004 |
Аплодисменты...
Абязов сделал это!
Рустему Абязову исполнилось 45 лет. Как обычно, свой день рождения музыкант "отметил ударным трудом". Но в этот раз одним лишь концертом не ограничился - провел четырехдневный "Абязов-фестиваль": в первый вечер отчитался перед публикой как дирижер созданного им камерного оркестра "La Primavera", во второй - как солирующий скрипач, в третий - как композитор, в четвертый - как дирижер симфонического оркестра. На сегодняшний день такой публичной многосерийной самореализацией могут похвастать не многие музыканты.
На мой взгляд, Абязов холит и лелеет в себе "комплекс отличника": старается не только удержаться на высоком уровне собственных требований, но и превзойти его. Ему приятно удивлять коллег и публику, при этом очень важно быть правильно понятым.
У него приятное, но специфическое чувство юмора. По крайней мере, два эпизода "Абязов-фестиваля" это прекрасно доказали. Первый - это мини-выставка художника Абрека Абзгильдина в фойе БКЗ, куда вошли три портрета - Абязова, танцовщика Нуреева и дирижера Караяна. Забавным мне показался не столько состав компании "великих", сколько видение Рустема Юнусовича художником. Такое ощущение, что портрет Абязова Абзгильдину заказали на студии "Бомбей-фильм": жгучий брюнет с гиперболизированными чертами лица в окружении розочек отчаянно похож на индийского принца, не хватает только слона.
Под вторым забавным эпизодом я имею в виду ежевечернее выступление на концертах самодеятельного поэта Талгата Юсупова (в программке это было указано как "поэтические откровения"). Фактурный пиит с пафосом читал с листа незатейливые рифмованные строки "о высоком", которые воспринимались ничуть не хуже знаменитых хармсовских анекдотов из серии "Лев Толстой очень любил детей".
А что касается виновника торжества, то его чувство любви - к музыке и музыкантам всех возрастов - вызывает восхищение. Трудно определить, какая из ипостасей Абязова - дирижера, солиста, композитора - наиглавнейшая. На всех концертах фестиваля зал был полон, а на заключительном и вовсе люди стояли в проходах.
Если говорить об исполнителях, то к выбору вокалистов, на мой взгляд, Рустем Юнусович наименее строг. Его бы песни да другим певцам, по уровню мастерства не уступающим солистам-инструменталистам "La Primavera"! Я имею в виду звезд абязовского оркестра - Ирину Лаптеву (виолончель), Сергея Емельянова (скрипка), Николая Лаптева (альт) и Татьяну Халтурину (фортепьяно). Это музыканты высочайшего класса, как отмечают критики.
"Абязов-фестиваль" подарил меломанам и встречу со звездой мирового уровня - скрипачкой Ириной Бочковой. Народная артистка России, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории, Бочкова исполнила с "La Primavera" сюиту Абязова "Образы Тукая", а с Государственным симфоническим оркестром РТ - "Концерт-рапсодию" Рустема Юнусовича.
- Рустем - мой ученик, я им так горжусь! - говорит Ирина Васильевна. - С огромным удовольствием приняла его приглашение участвовать в фестивале: и сама выступила, и других послушала. Я в восторге! Как исполнитель Рустем стал играть намного лучше. Не ошибусь, если скажу, что сегодня он - скрипач номер один в Татарстане. Ему подвластны все стили и направления. Он безупречно исполняет Вивальди, Шостаковича, а как бесподобно интерпретирует сочинения современных авторов! Вы ведь видели, какой был фурор, когда он сыграл трагифарс Калимуллина "С петлей на шее"?.. Что касается Абязова-дирижера, то его оркестр "La Primavera" способен сегодня конкурировать с лучшими камерными оркестрами мира. У нас в России таких коллективов - единицы. Просто чудеса творит он и с симфоническим оркестром. А как композитор Абязов меня не перестает удивлять: я обожаю его сюиты на темы татарских народных песен. Вы знаете, я даже попросила его разрешить мне исполнять его сюиту "Образы Тукая" с другими оркестрами на других концертах... Да, у меня много учеников, но таких, как Абязов, нет. Он сумасшедший, в хорошем смысле, разумеется. Задумал фестиваль - и сделал это! Никогда не успокаивается, я поражаюсь его трудолюбию и воле...
Фото Олега КОСОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|