Народная примета: если парень с девушкой ходили в лес за ягодами и парень возвращается ...



№ 124 (2854)
31 июля 2004, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура31.07.2004
Половинка моя
Секрет ее молодости

"Три в одном": хорошая жена, хороший друг и коллега по работе

Архитекторы Токаревы известны в Казани как авторы развлекательного центра "Пирамида". И только в узких кругах их знают как "мамиш" и "папиш". Так, на французский манер, называет бабушку и дедушку их внук Тэо. Однажды тренер по теннису спросил Тэо: "Это твоя бабуля?" - "Ну какая она бабуля! - возмутился ребенок. - Она же новая!" Так что встретившись с такой вот "новой" бабушкой, грех не выпытать у нее секрет молодости. "Спорт?" - "Записана, но хожу фрагментарно". - "Диета?" - "Люблю морепродукты и рыбу во всех видах, но часто обхожусь сухомяткой - на обед не хватает времени". - "Тогда салоны красоты?" - "Посещаю. Раз в полгода".

Двадцать четыре часа - вместе

К секрету ее молодости мы еще вернемся, а пока поинтересуемся, как удается супругам Токаревым не надоесть друг другу. В старом офисе общий кабинет еще можно было объяснить дефицитом площадей. Но когда четыре года назад Токаревы переехали в новое здание и большой кабинет снова стал их общим местом работы, поразились даже их друзья: "Жить вместе, работать вместе, отдыхать вместе - это надо уметь".

Но это же сплошное удобство, в два голоса уверяют меня супруги Токаревы. И вот их аргументы за "круглосуточное совместное проживание". Основные профессиональные моменты они понимают одинаково, хотя специализация все же существует. Виктор Степанович мыслит стратегически и не очень останавливается на деталях ("Например, совсем не замечает, во что я одета", - комментирует жена). У Гульсины Шавкатовны сильнее развита интуиция, хотя на левое полушарие мозга, отвечающее за логику, она тоже не жалуется. Так что если нужно обсудить вопрос со всех сторон, им не надо искать друг друга. Вот он - стол переговоров в центре кабинета.

Впрочем, утверждать, что их ильфо-петровский образ жизни продиктован исключительно творческой необходимостью, было бы совершенно неверно.

- Он об этом мало говорит, но жить без меня не может. Как и я без него, - признается Гульсина.

Это точно. За три часа нашего общения с Гульсиной Виктор Степанович позвонил жене в офис несколько раз. В конце концов, видимо, потеряв всякое терпение, сообщил в трубку почти телеграфический текст: "Купил куриные ножки. Поел. Теперь сижу на балконе. Жду тебя".

И можно представить, с каким нетерпением ждали муж с дочкой ее возвращения из Парижа, где она в свое время пробыла целую вечность...

Двенадцать месяцев - в Париже

Наверное, только архитектору придет в голову мысль взять карту Парижа, поделить ее координатной сеткой на квадраты и поставить перед собой цель - изучить "город мира" "предметно".

- В день я проходила по 14 - 16 километров, - вспоминает Гульсина. - У стажера не так много денег, но и дорогие бутики меня мало интересовали. Париж для архитектора - кладезь идей. Куда ни посмотри - многослойная энергетика мысли. И все это транслируется на тебя. Говорящие светофоры, фасады, утопающие в цветах, невероятные крыши парижских домов, продуманный интерьер каждой улицы или площади. Красота на красоте. Я тогда подумала: как будто между всеми горожанами заключен социальный договор - из века в век не нарушать гармонию.

...Гуляла эта эффектная женщина по Парижу, размышляя о вечном, и не замечала, что вот уже месяц по ее следам ходит "персонаж". Так она называет встречавшихся на ее пути поклонников. Но однажды он решился подойти. Молодой человек интеллигентного вида сделал даме сразу два предложения - "продолжить знакомство вечером в доме его родителей" и... "выйти за него замуж". "Жё сюи дезолей", - ответила дама отказом. Вот такой романтический сюжет случился с нашей героиней в самом сердце Парижа - на бульваре Дидро, между площадями Бастилии и Наций.

- Не знаю, почему о нем вам рассказала, - смеется Гульсина. - Я даже Виктору не рассказывала.

- Побоялись мужа-ревнивца?

- Знаете, если перефразировать Маяковского: пошло ревновать к соседу по площадке, нужно ревновать к Копернику. Виктор мне доверяет. Просто, наверное, для меня все другое несущественно...

В Париже существенно было то, что на целый месяц к ней приехали муж с дочкой. А когда уезжали, Диана бросила в фонтан монетку. И спустя восемь лет вернулась в Париж, чтобы получить образование в институте политических наук. Диана прекрасно владеет французским. Вот откуда "мамиш" и "папиш" у ее сына Тэо.

Поиски отделочного материала
для "Пирамиды" пять лет назад
привели Гульсину Токареву
в Италию

Пять лет - в "Пирамиде"

На третий день знакомства я напросилась к Токаревым в гости. Напросилась - потому, что они приглашали меня недели через две, когда закончится ремонт в квартире. Но ремонт, как известно, можно только прекратить. С моей легкой руки они его и прекратили. Во всяком случае, о малярно-штукатурных работах в квартире напоминала только стремянка посреди гостиной и недостаток мебели. В остальном же объект в стиле неоклассики (фризы на стенах, развернутая лестница, французский балкон) был вполне обустроен. А в египетской кошечке на камине (подарок московского скульптора) - керамической копии богини радости и веселья - трудно было не узнать двухметровую фигурку из гранита, расположенную в фойе "Пирамиды".

А почему все-таки такое неоднозначное отношение к их детищу, не могу не спросить Токаревых. С одной стороны, две серьезные награды: в 2003 году - российский национальный приз "Виктория" за лучшую работу в области дизайна и российская общенациональная премия "Российские созидатели" в номинации "лучшее решение в области архитектуры". (К тому же Гульсина Токарева - первая женщина в истории Татарстана, ставшая заслуженным архитектором России.) С другой...

- После "Пирамиды" город для меня разделился на две части, - вспоминает Токарев, - на тех, кто нам пожал руку и кто отвернулся... Но слабый падает, а сильный становится сильнее.

- А ваша жена - сильная женщина?

- Сильная.

- Витя, ну какая же я сильная, - не соглашается Гульсина. - Все женщины слабые, все хрупкие. По природе, по определению.

- Видели бы вы, как эта слабая женщина защищала "Пирамиду". Как мать защищает ребенка.

Глава семьи настойчиво продолжает промоушн своей жены как сильной половины, но Гульсина Шавкатовна снова не соглашается:

- Женщина становится сильной, когда она защищает то, что ей дорого. Конечно, я защищаю наше детище - ту же "Пирамиду" или комплекс "Суворовский", когда объект хотят упростить, нарушить гармонию. Но женщине это очень непросто. Ведь мужчины, даже симпатизирующие мне, начинают соперничество, борьбу по полной программе, из всех артиллерийских орудий.

Некоторые идеи Токаревым отстоять так и не удалось. Например, не дошла до казанцев космическая музыка, заложенная в проекте: архитекторы хотели, чтоб "Пирамида" не молчала. Не увидеть нам и настоящих астрономических часов.

- Виктор привлек астрономов, - рассказывает Гульсина, - и они по всей науке разработали натуральные астрономические солнечные часы. Жаль, что их нет. Я бы сама сходила посмотреть, как они работают. Внука бы сводила...

... Когда Гульсина рассказывает, муж смотрит на нее неотрывно.

- Ее приятно слушать, - смущается Виктор Степанович, - говорит, как лодочка плывет.

Не зря Гульсина в юности хотела стать журналисткой. Еще видела себя историком, кинорежиссером, архитектором и специалистом по квантовой физике. А еще девушка в 17 лет пыталась ответить на такие непростые вопросы: как алгеброй проверить геометрию или какова объективная основа красоты?

Прошли годы. И на столе ее лежит непрочитанная книга, на которую у Гульсины "разыгрывается аппетит". Название книги вполне лирическое - "Цветок жизни". А теперь, как говорит известный сатирик, наберите в легкие побольше воздуха: "Цветок жизни" автора Мельхисидека - не что иное, как исследование в области сакральной геометрии. Вот такие интересы у нашей героини.

И еще об интересах. Любимый кинорежиссер у супругов общий - Тарковский. Литературные привязанности жены: Достоевский, Шекспир, Набоков, Платонов, Битов. Музыкальные: Бах, Моцарт. Из современных исполнителей Гульсина любит слушать Сару Брайтон, Майкла Болтона, Елену Камбурову. Ценит в людях сочетание ума и сердца (по Гегелю: "мыслящее сердце"). А идеальный вариант совмещения приятного с полезным для нее - работа. Как заметила одна ее приятельница, "Гуля и под пальмой найдет место поработать". Но место под пальмой Токаревы давно не занимали.

Пять лет - без отпуска

И все-таки пять лет без отдыха в условиях совместной трудовой деятельности - серьезное испытание для семьи.

- Если на что-то у нас разные точки зрения, жди урагана! - смеется Гульсина. - Правда, процентов восемьдесят конфликтов назревает из-за работы.

Вот и я говорю: "Непросто под одной-то крышей проводить целые сутки". Однако Виктор Степанович решительно не соглашается:

- Вот представьте: муж - инженер-путеец, а жена - стоматолог. Приходят они вечером домой. Она ему про зубные пломбы, а он про рельсы и шпалы. Значит, надо ждать до утра, чтобы профессиональные вопросы обсудить с кем-то на работе. А у меня "три в одном": хорошая жена, хороший друг и коллега по работе.

- Но нельзя же жить одной работой! - не выдерживаю я.

- Но мы же переключаемся в рамках профессии! - чуть ли не хором протестуют супруги.

А конфликты они гасят очень просто: забывают про них.

- После "бури" я прихожу с каким-то вопросом - и она сразу включается, - говорит муж.

- Да уж, в молчанку играть мы точно не умеем, - соглашается жена.

Хотя, мне так показалось, за гармонию в семье все же отвечает слабая половина. Как заметила их приятельница, "Гуля - ровная, а Виктор - огонь". Он может вспылить, казак все-таки, а Гуля: "Витя, давай подумаем". И он успокаивается.

А еще Виктор Степанович умиротворяется за обедом. Гульсина Шавкатовна поразила мужа своими кулинарными способностями еще в молодости, когда приготовила его любимый кубанский борщ - этакое "лето в кастрюле"...

Время - назад

...Когда "Пирамида" уже была построена, друг семьи, известный московский архитектор академик Александр Скокан сказал: "Вы прикоснулись к такой форме! Вы с ней совладали. И это бесследно для вас не пройдет".

Не знаю, что имел в виду академик, но для Гульсины этот след - самый благоприятный. Дело в том, что пирамида обладает свойством концентрировать энергию. И это установленный факт. Не случайно в ней дольше сохраняются продукты. Мало того, считается, что в пирамиде организм омолаживается - словно время идет вспять. Теперь вы поняли, в чем секрет ее молодости? Пять лет в пирамиде - вот и весь секрет.

Хотя, если верить документам, Гульсина Токарева... ровесница Джоконды. В ее водительском удостоверении стояла дата 1576 год. Что долго веселило их друзей и знакомых, пока удостоверение не сменили на новое.

А вот машину Гульсина Шавкатовна так и не водит:

- У Виктора это лучше получается...

Фото из семейного альбома.

Елена ЖЕЛЕЗНОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
31 июля 2004, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 124 (2854)следующий »

Политика
Борис БРОНШТЕЙН

Медицина
 
Инна СЕРОВА

Правоохранение и криминал
 
Евгений АКСЕНОВ
Елена МЕЛЬНИК
Елена МЕЛЬНИК

Образование
Ольга МАЧНЕВА

Культура
Айсылу КАДЫРОВА
 
Секрет ее молодости
Елена ЖЕЛЕЗНОВА

Городские новости
 
Анна АЛТЫНОВА
Анна АЛТЫНОВА

Спорт
Сергей КОЗИН
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Социальные проблемы
Инна СЕРОВА
Инна СЕРОВА

Субботний репортаж
Ольга МИХАЙЛОВА

Авто / Мото
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 124 (2854)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет