| №27 (2757) [21.02.2004] | Культура |
За кулисами
Елена Панкова: "Из Мариинского театра меня уволили"
В казанском "Корсаре" она танцевать не будет
В подвале концертного зала Татарской филармонии, где спортзал выполняет сейчас функции балетного класса, артисты казанского балета репетируют "Корсар". Спектакль ставит бывшая солистка Кировского (Мариинского) театра, экс-прима Баварского балета Елена Панкова.
|
Это первый постановочный опыт звезды международного класса, которая, получив в январе диплом педагога-балетмейстера, все еще продолжает танцевать | Еще в начале карьеры Панковой ее виртуозный танец сравнивали с "легкой, сияюще точной каллиграфией". Потом она уехала на Запад. А когда после долгого перерыва в 2000 году она приехала в Россию танцевать с супругом Кириллом Мельниковым "Жизель" по приглашению Мариинского театра, газета "Культура" писала: "Никто не спорил, что пора технических рекордов для Панковой и Мельникова позади. О технике вообще никто не говорил. "Жизель" смотрелась как в первый раз. Иное качество музыкальности. Переписанный заново рисунок партий. Идеальное согласие дуэта. Потрясающая актерская органика. Согласитесь, такое случается наблюдать гораздо реже, чем чистые туры в аттитюде. Балетоманы загрустили по "зрелым мастерам"...
- Лена, почему вы уехали из страны?
- Если откровенно, не хотела я никуда уезжать. Поначалу даже и не знала, что руководство Кировского скрывало от меня зарубежные приглашения, говоря импресарио, что я больна. И когда однажды приглашение в Английский национальный балет случайно попало мне лично в руки, я твердо решила ехать. Руководитель труппы Олег Виноградов отговаривал - это плохая труппа, не твой уровень, говорил. Но мне так хотелось новых впечатлений, новых партий...
Я была одной из первых, кто, работая в Кировском театре, танцевал по контрактам с зарубежными труппами. Помню, как-то я отказалась ехать с Кировским театром на гастроли в Японию - ну что за интерес в тысячный раз танцевать "Спящую..." да "Дон Кихот"? Поехала по личному приглашению в Америку. И вот пока я там была, из Кировского меня уволили.
- И вы остались в Америке?
- Увольнение было для меня неожиданностью - я не понимала, за что? Я ведь не хотела покидать страну, никогда! Вот сейчас у меня бы хватило смелости все выяснить. А тогда я считала, что возвращаться в Россию - унижение. И от безвыходности я родила. Счастье, кстати, что родила своего Андрюшу, мне тогда тридцати еще не было. Сейчас ему 11 лет; абсолютно не балетный - косолапый, толстый. Увлечен компьютерами... Когда он только родился, нас с супругом Кириллом Мельниковым пригласили в Мюнхен. Я стала много танцевать по миру, но считалась балериной Баварской оперы. Сейчас из этой труппы я ушла - танцую по приглашениям.
- Вы никогда не танцевали в кордебалете?
- Еще как танцевала! Когда после училища я пришла в Кировский, все ведущие партии танцевали народные и заслуженные артисты лет пятидесяти. Надо было ждать своей очереди. Во всех классических балетах я перетанцевала все роли, у меня огромный багаж. И даже когда уже я танцевала первые партии, все еще числилась артисткой кордебалета. Помню, когда ставили у нас "Корсар", я числилась в восьмом составе исполнителей: самая молодая - самая последняя. Но на гастролях в Париже Гюльнару доверили танцевать мне.
- Кстати, вам нравится этот балет? Почему именно вам доверили ставить "Корсар" в Казани?
- Это самый запутанный, самый сложный балет классического наследия. В Ленинграде все артисты от отчаяния над ним хохотали. Сами посудите - сколько только композиторов писали для него музыку! Балет соткан из сочинений Адана, Пуни, Делиба, Дриго, Ольденбургского. А сюжет? Либретто лишь отдаленно напоминает поэму Байрона "Корсар". Что уж говорить о хореографии - она очень непроста. Один только Петипа пять раз ставил этот балет, постоянно усложняя задачи для танцовщиков. Его версию редактировали впоследствии другие балетмейстеры - Гусев, Сергеев, Виноградов... Честно скажу, я удивилась, когда именно меня пригласили ставить в Казани "Корсар". До этого я ставила только небольшие композиции в Мюнхенской школе балета, где преподает сейчас мой муж. Но шеф казанской труппы Владимир Алексеевич Яковлев сказал, что ему будет интересна именно моя работа. И убедил.
- А где вы получили образование балетмейстера?
- В Вагановской академии. Училась у своего же педагога - Людмилы Сафроновой, которая выпускала меня в свое время как танцовщицу. Очень сильный педагог, ученица самой Вагановой.
- Сами будете танцевать в казанском "Корсаре"?
- Ой, вряд ли. Таких экспериментов мы не планировали. Я, конечно, делаю со всей труппой экзерсис - ваш Бахытжан Смагулов дает замечательные уроки. Но с "Корсаром" ваша труппа может справиться своими силами, у вас очень хорошие солисты, на удивление сильный кордебалет.
- Общаетесь ли с Майей Плисецкой, которая сейчас тоже живет в Мюнхене?
- Вы читали ее книгу? Вот я только три страницы осилила - дальше не могла воспринимать эту злость... Конечно, мы видимся. Приветствуем друг друга. А что касается общения, то чаще и с удовольствием я вступаю в беседы с ее мужем Родионом Щедриным - мы видимся на различных приемах...
- Как балерине чего вам еще не довелось испытать?
- Я счастливая. Танцевала и танцую произведения всех любимых хореографов, с замечательными партнерами - премьерами мирового класса. Одно время сожалела, что не довелось принять участие ни в каком конкурсе. Но так случилось, что подготовила одного итальянского юношу к конкурсу в Варне, сама там с ним танцевала и получила приз за лучшее партнерство... Пожалуй, в Японии мне бы хотелось станцевать. В этой стране я не была ни разу. А там все балетные любят гастролировать - удивительная страна, где балет просто обожают...
Фото Олега КОСОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|