Наглость -
это второе счастье,
а второе счастье -
это уже наглость.



 №54 (3204) [08.04.2006]Горячие материалы 
За чашкой кофе в "Баден-Бадене"
Балерина Ирина Шапчиц на ужин готова съесть слона

Японские поклонники несли ее в машине на руках

Ирина Шапчиц живет в Лиссабоне - преподает в балетной школе при Национальной консерватории Португалии (EDCN), а танцует только по гостевым контрактам. А в свое время она была ведущей солисткой Мариинского театра, прима-балериной Королевского балета Фландрии, датской компании "Peter Schaufuss Ballet"... Ирине 39 лет, и она (редкий случай) без сожаления завершает сценическую карьеру. Свои любимые партии - Никию в "Баядерке" и Кармен в "Кармен-сюите" - решила в последний раз исполнить в Казани. В театре им. Мусы Джалиля 11 апреля пройдет и ее бенефис.

Ирина завершает карьеру. Натанцевалась.

В нашей труппе Ирину знают: она приезжала на Нуриевские фестивали и неоднократно танцевала в гастрольных спектаклях нашего балета в Европе. Это приносило труппе имиджевые дивиденды: далеко не с каждой российской компанией будет сотрудничать одна из лучших балерин современности.

Кстати, под своей девичьей фамилией - Шапчиц - она работает сейчас только в России. За рубежом, где, по признанию балерины, "все строго по паспорту", Ирина уже давно известна по фамилии мужа - Завьялова (Zavialova).

- Недавно было очень смешно. В балетной школе при Национальной консерватории Португалии, где я стала преподавать, приобрели видеозаписи спектаклей Мариинского балета, где танцую я, указанная в титрах как Ирина Шапчиц. Я была уверена, что меня никто не узнает, - говорит Ирина. - И удивилась, когда ко мне подбежал десятилетний мальчик и прямо спросил: "Профессоре Ирина, там на кассете - это ведь вы?".

- Вы преподаете в мужском классе?

- Нет, у меня шесть девочек, восьмиклассницы. Старательные, но, как все португальцы, все эмоции держат глубоко в себе. Я однажды не выдержала и устроила допрос: "Девочки, вы меня слышите? Может, мне говорить громче?.. Если слышите, может, не понимаете мой английский?.. А если понимаете, что ж вы такие "мертвые?!". Растормошить их очень трудно, но постепенно это получается. Кстати, на прошлой неделе на Международном конкурсе учащихся балетных школ в Лиссабоне моя ученица Катарина Манезеш заняла первое место.

- С детства мечтали стать балериной?

- Нет, это было желание моих родителей, они танцевали в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа. Мне же нравилось заниматься фигурным катанием и художественной гимнастикой. Но я с первого раза поступила в Ленинградское хореографическое училище, и меня ни разу не хотели оттуда отчислить. Я сама хотела уходить - на первом курсе мне показалось, что я абсолютно бесталанна. Это страшно удивило моего педагога Наталью Дудинскую. "Доучивайся! Хотя бы потому, что балет - это полезно!" - сказала она и стала обращать на меня больше внимания на уроках. В итоге в нашем классе были две лучшие выпускницы - я и Вероника Иванова, которую сразу после училища пригласили в Мариинский театр.

- А вас почему в Мариинский не взяли?

- В 1985 году в труппе было только три вакансии: из класса Дудинской взяли Иванову, из параллельного - Юлю Махалину, а на третье место взяли сына одного педагога. Я начинала карьеру в петербургском театре имени Мусоргского, где первые четыре года железно танцевала в кордебалете. В Мариинский театр и сразу на положение балерины меня в 1992 году пригласил балетмейстер Олег Виноградов.

- И как вас встретили в этой прославленной труппе?

- Настороженно, как конкурента. Там было столько балерин! Ченчикова, Терехова, Евтеева, Асылмуратова, Махалина, Иванова... Но Виноградов очень хорошо ко мне относился, я сразу стала танцевать балеринские партии и танцевать много.

- Как же вы попали в знаменитый "список жертв геноцида Мариинского балета"?

- Какой список? Вы о чем?

- Существует мнение, что этот "геноцид" устроил Виноградов, уволивший из театра звезд - Елену Панкову, Анну Поликарпову, Галину Мезенцеву...

- Меня из театра никто не увольнял, я сама ушла. Понимаете, Мариинский балет - это жестокий рынок. Лучшие балерины страны танцуют именно там, каждый год в труппу приходят молодые таланты. Кусаться, выпускать когти или подло льстить я не умею, это не мой стиль борьбы за первенство. А простаивать и терпеливо ждать новых лучших времен в балете нельзя: время идет, наш век страшно короток. Поэтому когда в 1995 году меня пригласил в свою германскую труппу на положение примы Валерий Панов, я сразу согласилась. Мы с мужем - танцовщиком Михаилом Завяловым - вместе уехали в Бонн.

- В труппе Панова вы надолго задержались?

- На два года. Труппу закрыли. И мы остались без работы. Стали с Мишей ездить, показываться. Я была согласна только на положение principal - основной, первой балерины, такую позицию мне предлагали в трех компаниях. Я выбрала самую приличную - Королевский балет Фландрии, где по западным меркам довольно большая труппа (54 человека) и приличный репертуар. Это было непростое, но очень счастливое время - четыре года в Бельгии. Помимо классики я стала танцевать современную хореографию, модерн. Дом в Антверпене купили. А главное - я дочку там родила.

Ирина Шапчиц и Бахытжан Смагулов
на казанской сцене ("Вальпургиева ночь")

- Какая вы легкая на подъем! Иметь свой дом и рвануть потом работать в Данию. Дом пришлось продать?

- Нет, что вы. У меня бельгийский паспорт, так что дом в Бельгии остался. У меня два паспорта - российский еще. И два дома - есть еще квартира в Ленинграде. В Лиссабоне мы сейчас снимаем квартиру... Я ушла из Королевского балета, потому что стали напрягать отношения с директором компании. Он был страшно несчастлив, когда я решила рожать, ведь когда я узнала, что беременна, сразу перестала танцевать. Но когда Саше исполнилось два месяца, я уже вышла на работу. Словом, я не видела смысла оставаться в труппе - у меня было много приглашений. И вдруг мне позвонили из прославленной труппы Питера Шауфусса и сказали, что Питер видел мои видеозаписи и очень просит приехать к нему хотя бы на один день. Я была ошарашена: сам Питер Шауфусс, мировая звезда... Когда я приехала, думала, что он на месте будет решать, возьмет ли меня к себе на работу. А он вдруг говорит с ходу: "Ирина, вы согласны танцевать в моей труппе?".

- Но и у Шауфусса вы работали только до 2004 года.

- В его труппе танцуют только хореографию Шауфусса, мне это наскучило. Гораздо интереснее самой выбирать, что и с кем танцевать.

- После того, как вы уехали из страны, не танцевали больше на родной Мариинской сцене?

- Если бы не Дудинская, то не танцевала бы, наверное. Она приглашала меня на два своих последних юбилея. Мне это было очень приятно - у нее выдающиеся ученицы, и далеко не всех она приглашала. На 85-летнем юбилее Наталья Михайловна попросила, чтобы я станцевала для нее целый спектакль - "Дон Кихот".

- А Анастасия Волочкова, тоже ученица Дудинской, что танцевала?

- А Настя не приехала. Кстати, листала недавно свою старую записную книжку. Там моей рукой что-то про Волочкову написано. Удивилась, читаю: оказалось, это список я составляла когда-то - что привезти девочкам из Америки. Настя заказывала мне трико.

- В какой стране вам жилось тяжелее всего?

- В России, наверное. Только здесь у меня бывало отчаянное безденежье и пустой холодильник. Но мы как-то весело переживали эти невзгоды. А к жизни на Западе я довольно быстро привыкла. Поначалу, помню, было трудно ориентироваться в ценах и документах.

- Вы легко тратите деньги? Вот на что вам никогда не жалко их тратить?

- На дочку. Я ее не балую, нет. Просто если у меня есть какая-то мечта, а дочке что-то необходимо приобрести, то я без сожаления прощаюсь со своей мечтой на какое-то время.

- А украшения любите?

- Вот у меня на руке сейчас колечко с бриллиантиками. А свое любимое кольцо с бриллиантами я купила в антикварной лавке в Лондоне. Оно было удивительно недорогое - потому, как выяснилось, что ни на чей палец не лезло, маленькое очень было, почти что детское.

- Ирина, вы танцевали во многих странах мира. Где самые пылкие поклонники?

- В Японии. Я танцевала "Лебединое озеро" с Владимиром Малаховым, и после спектакля машину, в которой сидела я, партнерша их обожаемого Малахова, поклонники подняли и понесли. Это, пожалуй, один из незабываемых моментов в моей жизни. Еще я никогда не забуду, как однажды в Токио на мое "Лебединое..." неожиданно пришли Наталья Дудинская и ее муж Константин Сергеев. Смеялись: "Представляешь, Ирка, нужно нам было в Японии оказаться, чтобы увидеть твое "Лебединое...". Я, помню, очень волновалась, а когда уже кланялась, мне все шептали: "Кланяйся вправо! Там тебе Дудинская с Сергеевым стоя аплодируют!".

- Есть ли среди ваших поклонников знаменитые люди не из мира балета?

- Понятия не имею. Ну вот однажды у меня брала автограф Лайза Миннелли. Если бы мне сказали тогда, что в будущем я буду танцевать в современном балете Питера Шауфусса "Язык любви" Джуди Гарленд, ее маму, не поверила бы. Да многому бы не поверила! Моя жизнь полна неожиданностей, хотя я и сама ее строю.

- Ирина, верно ли утверждение, что современным мировым балетом правит "голубая мафия"?

- Вы про геев? Это не мафия, это уникальное братство, где все друг друга очень поддерживают. И так было во все времена. Не знаю, почему у нас в балете так много мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и для меня загадка - почему в нашей профессии все они очень талантливы. Лично я не вижу в этом ничего плохого. У меня очень много друзей-геев, они потрясающие друзья. Наверняка в мире балета есть и лесбийские союзы, но я с таким явлением как-то не сталкивалась.

- У вас жесткий режим дня?

- Да, потому что я - мама. Встаю в 7.15, готовлю бутерброды и кофе на завтрак, отвожу дочку в школу. По субботам и воскресеньям на завтрак у нас всегда блины... Я редко когда обедаю, потому что на полный желудок ни танцевать спектакль, ни репетировать - невозможно. Зато ужинаю... Могу слона съесть!

- Знаменитые португальские пирожные пробовали уже?

- Да. Совершенно не понравились. Искренне не понимаю, почему они держат рецепты своих пирожных в секрете. Очень сладкие и невкусные! Самое вкусное, что я когда-либо ела, это датский хлеб. В Дании вообще все мучное страшно вкусное. Я одними булочками питалась, когда там жила.

- Вы на русском языке в семье разговариваете?

- Только на русском. Сама я говорю еще на английском, чуть хуже - на французском, фламандском и датском, сейчас учу португальский. А дочка уже говорит на португальском, датском и русском, конечно же.

- Говорят, нет ни одной балерины, которой бы удалось избежать травм...

- Я, слава Богу, никогда ничего не ломала. Но однажды в Антверпене у меня стала дико болеть правая стопа. Ходить не могла, не то что танцевать. Я не занималась полгода и была готова на все - сказали бы мне проглотить жабу, я бы проглотила, только бы перестала болеть нога. Меня вылечил болгарский тяжелоатлет Нинов, супруг знаменитой гимнастки Бьянки Пановой. Он учился иглоукалыванию в Китае, себя после травмы восстановил, и я к нему пришла, ни на что не надеясь. Господи, как я ревела: он вставлял в мою больную ногу иглы, надавливал на них, пропускал ток. На следующий день я вообще ходить не могла, так мне было плохо! А на третий - прыгала.

- Почему завершить свою карьеру вы решили именно в Казани?

- Мне ваша труппа очень нравится. Я со многими компаниями из бывшего СССР сотрудничала, но только в казанской мне нравится все. Отношение к делу - в первую очередь. И взаимоотношения здесь очень здоровые.

- Неужели не хочется продолжать танцевать?

- Целые классические спектакли - нет. Натанцевалась. Если начать думать, что ты в 39 лет все еще свежа, и пышно обижаться на тех, кто так не думает, то начнутся проблемы с головой. Буду танцевать меньше сейчас. После бенефиса в Казани следующий спектакль у меня только 29 апреля - буду танцевать в Лиссабоне современную хореографию Даниеля Кардозо...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


Перейти к разделу   Горячие материалы  
Перейти к номеру   № 54 (3204)  
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет