В жизни всякое бывает.
Но с годами все реже.



 №12 (3578) [26.01.2008]Авто / Мото 
Автомобиль - не роскошь
Автошкола для инвалидов готовится к новоселью

С середины февраля в Казани возобновит работу автошкола для инвалидов. Возможность обучаться вождению эти люди потеряли в марте 2006 года, когда был ликвидирован реабилитационно-технический центр при Министерстве соцзащиты РТ.

Этот центр действовал больше 40 лет. Раньше государственная машина работала четко: "на права" инвалидов учили бесплатно, а каждые семь лет выдавали ключи от новой машины. В современной России права людей с ограниченными возможностями ограничили: на авто им приходится копить годами, а затем еще искать - кто ж их научит водить.

Серьезный удар по государственной системе реабилитации инвалидов нанес Федеральный закон "О монетизации льгот". Государство исключило спецавтомобили из перечня средств реабилитации, пообещав, впрочем, что инвалиды, включенные в число очередников до 1 января 2005 года, а таких в РТ было 1556 человек, машины все-таки получат. На дворе - 2008-й, а очередь стала короче лишь на 218 человек. При том что только в 2001 году "окушки" со спецуправлением от государства получили почти 3 тысячи жителей Татарстана.

Очереди нет лишь среди пострадавших на производстве. Их права защищает другой федеральный закон - "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве". За шесть лет региональным отделением фонда соцстраха выдано 294 машины.

- Полномочия разделились, - объясняет директор комплексного центра подготовки кадров Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Малюков, - обеспечение спецтранспортом осталось за федеральным центром, а вот затраты по его техническому обслуживанию (ремонт, диагностика, переоборудование) и обучению инвалидов-очередников в автошколе легли на региональный бюджет. Однако поправки в республиканский закон "Об адресной социальной защите" до сих пор не внесены, расценки на техобслуживание и обучение не утверждены, и инвалиды вынуждены решать проблему самостоятельно.

Обычные автошколы за подготовку водителей без ног и с травмами позвоночника сегодня берутся неохотно. Одно дело - теория, но для практики нужен автомобиль с ручным управлением и подготовленный инструктор. Все это будет в возрожденной автошколе, которая "переехала" с улицы Карла Маркса в здание комплексного центра подготовки кадров (Кировский район, Проточная, 8). Правда, не обошлось без потерь: гостиницы, в которой во время обучения жили инвалиды со всей республики, новый проект не предусматривает - дорого. Так что обучаться здесь смогут лишь казанцы и жители ближайших районов.

Заведующий школой Алексей Тимофеев с гордостью демонстрирует механические тренажеры, закупленные в Москве, и объясняет их устройство:

- Существуют три категории машин с ручным управлением: для людей без обеих ног - вместо педалей газа, тормоза и сцепления прямо на руле смонтированы переключатели, следующая модель - для тех, у кого нет правой ноги, еще одна - для лишенных левой. При управлении таким автомобилем неизбежна небольшая задержка, хотя у инвалидов с 15 - 20-летним водительским стажем она почти не ощущается. Вообще, мы советуем им приобретать иномарки с автоматической коробкой передач, при желании переоборудовать для водителя-инвалида можно любую машину, нам не удалось это сделать лишь с шестисотым "Мерседесом".

Первым курсантам "ручные" тренажеры вряд ли понадобятся в отличие от сурдопереводчика: в середине февраля в школе планируют начать занятия с группой слабослышащих.

- Пока поправки в закон не согласованы со всеми ведомствами и не приняты Госсоветом, занятия для инвалидов будут платными, правда, дешевле, чем в обычных автошколах, - говорит Айрат Малюков. - В будущем надеемся, что республика будет компенсировать хотя бы часть средств на обучение инвалидов.

Поскорее бы, говорят в республиканском Обществе инвалидов, машина для нас - это не просто средство передвижения, а действительно возможность почувствовать себя человеком, каждый день ездить на работу, вести активную жизнь...

Фото Шамиля АБДЮШЕВА.

Ирина ПЛОТНИКОВА

Версия для печати


Перейти к разделу   Авто / Мото  
Перейти к номеру   № 12 (3578)  
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет