| №119 (3893) [04.08.2009] | Городские новости |
Путь к храму
Смолдеяровцам предложили венчаться и креститься по новой
В защиту ликвидированной религиозной организации "Казанская митрополия истинно-православной церкви" выступил уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. По его мнению, права верующих были нарушены хотя бы потому, что Лаишевский райсуд, принявший решение о ликвидации Казанской митрополии, не имел права рассматривать подобный иск.
Община Казанской митрополии истинно-православной церкви (ИПЦ) находится в селе Смолдеярово Лаишевского района. Зимой здесь живут от силы 10 - 15 семей, летом с дачниками - около полусотни. Достопримечательностей в селе немного: заброшенный магазин, новенький таксофон да кирпичная Казанско-Богородицкая церковь с четырехъярусной колокольней, построенная в начале прошлого века на месте деревянной. В советское время в стенах этого храма ремонтировали трактора, держали скотину и хранили зерно. А в начале 90-х годов церковь передали местному приходу. Тому самому, что позже вместе с игуменьей Манефой откололся от Русской православной церкви.
- Эту обитель матушка восстанавливала на собственные средства, тут даже куполов не было, - рассказывает монахиня Казанской митрополии, сестра Ольга (в миру - Лариса Будина). - А сельчане помогали - выгребали из храма прессованное зерно, скопившийся хлам. Люди здесь были некрещеные, стали крестить, проводить богослужения. Несколько лет все было нормально, а 27 августа прошлого года приехали омоновцы вместе со священниками Казанской епархии и выкинули нас из храма...
В Лаишевском районе немало брошенных церквей - казалось бы, всем должно хватить места. Однако выселение было инициировано представителями Казанской епархии. Смолдеяровский приход они считают раскольничьим, поскольку он не подчиняется Московскому патриархату Русской православной церкви. Год назад решением Минземимущества РТ храм был безвозмездно передан Московскому патриархату. А тех, кто был крещен и обвенчан "при Манефе", новая церковная власть обязала совершить религиозный обряд по новой.
- Таков закон, грех раскола не вымывается даже мученической кровью, а ведь еще в 1995 году все представители так называемой Казанской митрополии были лишены священного сана, - говорит отец Нектарий, новый настоятель церкви. - Никогда раскольники и еретики не войдут в православный храм, я их не пущу...
И действительно не пускает. Как уверяют жители села, запрет распространяется не только на экс-игуменью и ее ближайших соратниц, которые по-прежнему носят рясы и считают себя монашками. Был случай, когда в храм не пустили ребенка за то, что его мать посещает общинный дом. Именно там, всего в тридцати метрах от здания церкви, теперь молятся и служат торжественные литургии по православным канонам отколовшиеся. В их молельной комнате есть лампады, образа и даже частички мощей...
- Вера одна, организации - разные, - объясняет ситуацию заместитель начальника управления по делам религий при кабмине Владимир Козлов. - Этот приход начинал в составе Русской православной церкви, а потом из нее вышел.
Прихожан в альтернативной молельне немного. Большинство верующих из Смолдеярово и соседнего села Среднее Девятово, поддержавшие Манефу сначала при восстановлении храма, затем - при милицейском захвате, уже давно успокоились и доверились новому священнику. Говорят, все равно, кто служит в церкви, лишь бы она работала...
Между тем на днях вступило в силу решение Лаишевского суда о ликвидации религиозной организации "Казанская митрополия ИПЦ" по иску Управления Минюста РФ по РТ. Как удалось выяснить корреспонденту "ВК", одним из самых серьезных и грубых нарушений, которые обнаружила проверка минюста, стало отсутствие ежегодных отчетов о деятельности организации. Сами верующие уверяют, что отчеты предоставляли, но доказательства не сохранились: при захвате храма часть документов пропала.
Впрочем, ликвидация религиозной организации, как сообщили "ВК" в управлении по делам религий, не запрещает отколовшимся существовать в качестве религиозной группы, то есть без образования юрлица и расчетного счета.
А вот уполномоченный по правам человека в РФ считает ликвидацию Казанской митрополии примером "умелого манипулирования законами". В своей статье "Произвол между строк" ("Российская газета", 24 июля) Владимир Лукин пишет, что "в данном конкретном случае религиозную организацию лишили статуса юридического лица на основании абсурдных мелочных придирок. Скажем, обнаруженный в церкви ящик для пожертвований контролирующие органы квалифицировали... как отход от безвозмездного богослужения, а следовательно, как нарушение уставной деятельности...".
Кроме того, Лукин напоминает, что "Гражданский процессуальный кодекс РФ, определяя подсудность дел, предусматривает, что иски о ликвидации местных (низовых) религиозных организаций и централизованных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта, должны рассматриваться судом уровня субъекта Российской Федерации. Никакой районный суд, как в вышеобозначенном примере, не может подобные иски даже принимать к рассмотрению".
В завершение своей статьи уполномоченный по правам человека в РФ пишет: "Изучив обстоятельства дела, изложенные в жалобе, пришел к выводу о том, что справедливое судебное разбирательство должно восстановить нарушенные права религиозной организации "Казанская митрополия истинно-православной церкви".
По данным "ВК", управление минюста готовится к новой проверке смолдеяровского прихода.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Ирина ПЛОТНИКОВА
|