Хорошо взрослым - у них любовь, а нам жить потом.



 №94(2409) [01.06.2002]Культура 
Елена Князькова: "Я - независимая балерина!"

Заслуженная артистка России, золотой лауреат трех международных конкурсов Елена Князькова с труппой казанского балета сотрудничает пусть редко, но уже давно. В 1997 году именно ее пригласили быть партнершей Ирека Мухамедова, когда легендарный артист приезжал танцевать в Казань. Сегодня Лена больше известна на Западе, где ее, как некогда Ирека, называют "бриллиантом мирового балета".

Князькова - независимая балерина: у нее четыре агента плюс личные контракты с балетными труппами Ниццы, Бордо, Монте-Карло, компаниями "Токио-балет" и краснодарской труппой, которой руководит Юрий Григорович...

- Лена, свидетельствует ли ваш приезд на Нуриевский фестиваль, что участвовать в казанском празднике балета - престижно?

- Не думала я о престиже, когда ехала сюда. Меня же, можно сказать, подкупили: предложили станцевать любимейшую партию - Никию в "Баядерке". Этот балет идет сегодня в пяти театрах мира. Всего лишь! Так что отказаться я не смогла. Потом даже согласилась исполнить еще и Китри в "Дон Кихоте".

- Вам не обидно, что в России вас знают меньше, чем на Западе?

- А кого у нас сегодня знают в России и считают звездой балета? Настю Волочкову? Я очень хорошо знаю, что стоит за ее звездностью и известностью: деньги. Что она станцевала на Западе? Фею Карабосс да Фею Сирени в "Спящей красавице" в Лондоне. Это разве звезда? Мне не обидно - смешно. Я вообще очень иронично отношусь к титулу звезды.

- А к награде "Бенуа де ля данс", которую считают балетным "Оскаром"?

- Как и к "Золотой маске" - несерьезно. Меня номинировали на "Бенуа...", но я вовремя не подсуетилась - не заплатила денег нужным людям, меня поздно предупредили. И не жалею, кстати, что у меня нет балетного "Оскара". Я не из тех, кто оплачивает свой успех. В этом году, например, с этой наградой "прокатили", как в свое время меня, лучшую в Мариинском балете Свету Захарову, я считаю ее ну просто выдающейся балериной! "Бенуа..." дали Волочковой. Понимаете?

- А каким титулам вы доверяете безоговорочно?

- Не всегда, конечно, но самые объективные оценки профессионализма танцовщики получают на международных конкурсах. Лично я заявила о себе балетному миру, когда получила "золото" на своем первом конкурсе в Варне, мне тогда 18 лет было. Это самый тяжелый, самый счастливый конкурс в моей жизни. Он - самый престижный, только его признают, например, танцовщики "Гранд-Опера". Я приехала туда совсем одна - даже без педагога. Меня долго не отпускал Гордеев, в то время я работала в его труппе. И обстановка в Варне была тяжелая очень: из жюри исключили всех русских - за необъективные отметки на предыдущем конкурсе. Была только Наташа Макарова, но она представляла не Россию. И когда подвели итоги и увидели, что я, балерина максимовского стиля, и одна француженка, танцовщица стиля Сильви Гиллем, набрали одинаковое количество баллов, сумма которых превышала показатель для присуждения "Гран-при", то... Конечно же, это была победа. Настоящая. Помню, Макарова спросила: "Ты довольна?". Я ответила: "Счастлива просто!". А Наташа расстроилась, она хотела, чтобы я получила не "золото", а "Гран-при". После этого конкурса, где не меня - Макарову сравнивали со мной, Наташа приглашала меня в "Ковент Гарден", предлагала быть и моим педагогом, и импресарио. Но я так испугалась такого фантастического предложения, что отказалась. Вернулась в Москву, где вскоре меня пригласил в свою труппу Григорович.

- Жалеете сейчас, что отказали Макаровой?

- А неизвестно, было бы мне теперь лучше. После конкурса у Макаровой начались проблемы в личной жизни, теперь это уже не та Наташа Макарова. А в "Ковент Гардене" я танцевала "Манон", "Ромео и Джульетту" (хореографию Макмиллана) с Мухамедовым. Я очень довольна своей судьбой, я - не зависима ни от чего! Меня приглашают, под меня подбирают репертуар, труппу, педагогов, на мое имя собирают гала-концерты. Я танцую со звездами "Гранд-Опера", у меня богатый репертуар: Баланчин, Кранкель, Аштон... Любимый балетмейстер - Григорович, я считаю его гением! И горжусь, что такой Мастер работает со мной. Вот если бы он сочинил новый балет специально для меня, тогда бы я была самой счастливой балериной на свете!

- Вам с детства предрекали будущее балерины?

- Я из семьи спортсменов, в три года начала заниматься фигурным катанием, потом - художественной гимнастикой. У меня феноменальные данные: я - первая в России, кто в семь лет получил первый взрослый разряд. Мне предрекали будущее олимпийской чемпионки. Но однажды на тренировке в Волгограде меня увидел артист балета. И, сказав, что "в гимнастике и бревно можно растянуть", уговорил мою маму отвезти меня в Ленинград. В Вагановское меня приняли за пять минут. Через неделю я уже танцевала детские партии во всех спектаклях Мариинки. Но мне не подошел климат Ленинграда - год я промучалась и решила перевестись в московское училище. Но эти заведения между собой враждуют. Нам сказали: переведите девочку в любое другое училище, вот оттуда - сразу же возьмем ее в Москву. Изучать географию страны я не захотела - вернулась в спорт. Ой, долгая это история. Я параллельно занималась и гимнастикой, чтобы получить в 14 лет "мастера спорта", и училась балету - в московском хореографическом, воронежском училищах. На втором курсе училища, когда я получила "серебро" на Вагановском конкурсе, меня, как достояние России, взяло под свое опеку министерство культуры. А после победы в Варне мне дали трехкомнатную квартиру в Москве...

- Там сейчас и живете?

- Эту квартиру я давно уже поменяла на другую. У меня квартира и дом в Подмосковье. С балетным залом. У меня все свое, я, повторю, независимая балерина. Живу с мамой. И очень счастлива.

- Лена, через десять лет наступят у вас "сороковые роковые". Вы уже знаете, чем будете заниматься, когда перестанете танцевать?

- Хочу танцевать как можно дольше, внешние данные и мастерство, на которые грех жаловаться, надеюсь, позволят мне это сделать. А вообще-то у меня уже есть и профессия балетмейстера - я ГИТИС закончила...

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


Перейти к разделу   Культура  
Перейти к номеру   № 94(2409)  
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет