Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шар ...



Горячие материалы
  « Предыдущие 20Следующая статья »  
№ 150 (3300)19.09.2006
Ученье - свет
Смотришь в книгу - видишь фигу

В Ульяновске разгорелся скандал федерального значения - родители школьников требуют отдать под суд авторов учебников, вбивающих в детские головы "ерунду, порнографию и националистические настроения". Поскольку минобраз, по мнению мам и пап, не контролирует ситуацию на рынке учебной литературы, родители сами рвутся в эксперты "по учебникам". Тем более что министр образования Андрей Фурсенко уже повинился перед народом и заявил, что 80 процентов нынешних учебников не имеют права таковыми называться... На волне этих событий корреспондент "ВК" тоже поинтересовалась, что сегодня пишут в учебниках.

Конец Александрова

Как выяснилось, бдительных ульяновских родителей вдохновил на бунт учебник по Основам безопасности жизнедеятельности для 7-го класса. К вопросу пресловутой безопасности автор учебника И. Топоров подошел с весьма нетрадиционной стороны: "Вы ощущаете, что определенные участки вашего тела особенно чувствительны к прикосновениям. Такие участки называются эрогенными зонами. Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение"... Но какое отношение эрогенные зоны имеют к безопасности?! - не оценили родители замысла автора. А ну как дело на уроках дойдет до практических занятий по отработке "прикосновений", ведь теория, как известно, без практики мертва? Если еще учесть, что предмет ОБЖ в школах ведут, как правило, отставные военные, эротическая тема в учебнике приобретает дополнительное звучание...

Что и говорить, учебники по ОБЖ по праву могут занять главную полку среди неправильных учебников нашего времени. Эти книжки, написанные в соавторстве сотрудниками МЧС и кандидатами педагогических наук, одновременно напоминают фильмы ужасов и передачу "Аншлаг"... Вот, например, какую рекомендацию дают ученикам авторы учебника ОБЖ для 5-го класса: "Если автобус упал в реку, соблюдай хладнокровие и не стремись сразу покинуть салон, так как встречный поток воды не даст тебе это сделать. Подожди, пока салон заполнится водой, затем открой аварийное окно...". Могу допустить, что этот совет - теоретически полезный, однако не представляю, чтобы на практике кто-то смог им воспользоваться...

В этом же учебнике я обнаружила пункт под загадочным названием "Конец Александрова"... Название вызвало у меня разные ассоциации, пока я не прочла, что "Конец..." - это "пеньковый или капроновый трос длиной до 30 м с двумя петлями на концах", в общем, средство для спасения утопающих... Опять же не уверена, что кому-то из школьников в жизни придется спасать утопающего с помощью "Конца Александрова", тогда зачем детям знать профессиональные жаргонизмы эмчеэсников?

Другой учебник ОБЖ учит школяров отбиваться от нападающих в помещении с помощью... стола: "Наносите тычковые удары ножками стола или размашистыми движениями расчищайте путь к выходу".

Не нагулявшись - не женись!

Разумеется, самый большой простор для творчества авторам учебников дают гуманитарные дисциплины. Ведь в математике особо рассуждать не о чем - сплошные формулы. То ли дело - какое-нибудь обществознание... Авторы учебника по этому предмету для 11-го класса А. Кравченко и Е. Певцова демонстрируют старшеклассникам следующее знание общественной жизни: "Когда молодые женятся (выходят замуж) сразу же после школы (например, из-за страстной любви или из-за ранней беременности), то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает засматриваться на других девушек". Обратите внимание - это утверждение приводится в качестве жизненной теоремы, не требующей доказательств.

По мнению авторов, молодой супруг или супруга засматриваются на других не из-за нравственной порочности, а из-за того, что "он или она просто "не нагулялись". В связи с этим авторы настоятельно рекомендуют одиннадцатиклассникам опробовать в качестве потенциальных брачных партнеров 3 - 5 кандидатур, при этом предупреждают, что перебор потенциальных партнеров будет для них "так же вреден, как и недобор". Так же! Выходит, если девушка до свадьбы успела "погулять" лишь с двумя, она нанесла такой же непоправимый вред себе и обществу, как и та, что "погуляла" с двадцатью?

Зачем червяку метанефридии?

Кроме того, что сегодняшние учебники грешат двусмысленностями, демагогией, ляпами и фактическими ошибками, многие книги написаны еще чрезвычайно плохим языком и не учитывают возрастных особенностей школьников. К примеру, авторы учебника "Биология" для 7-го класса В. Захаров и Н. Сонин вовсю грузят несчастных школьников научными терминами из вузовского курса биологии. Ну зачем подросткам знать, что выделительные органы червя называются "метанефридии", а боковые выросты на его теле - "параподии". Немудрено, если, стараясь запомнить хитроумные термины - "макронуклеус", "хитридиомицеты", "фототаксис", семиклассник напрочь потеряет интерес к предмету...

- По внешнему виду сегодняшние учебники выглядят, конечно, очень привлекательно - яркие, красочные, как будто говорят: "Купите нас!". А уж что там у них внутри, это, видимо, никого не волнует, - проникла в самую суть рыночных законов библиотекарь 94-й гимназии Людмила Вылегжанина, которая отработала в школьной библиотеке 30 лет! (Пожертвовав выходным, Людмила Анатольевна пустила корреспондента "ВК" в свою вотчину почитать учебники.)

- Выбор учебников сегодня, казалось бы, большой, а в действительности выбрать-то учителю и нечего, - констатирует завуч гимназии Татьяна Аввакумова.

- Хорошего учебника по литературе сегодня просто не существует - один грешит излишней эмоциональностью, в другом плохо подобран фактический материал...- сетует школьный литератор Лариса Бабко.

Математичка из 94-й гимназии Ольга Максякова радуется, что математика - точная наука, соответственно, содержание учебников исковеркать не так просто:

- Но у нас есть другая проблема. Авторы развивающей системы, по которой работает наша гимназия, разработали учебники только для начальной школы, а о том, что делать учителю и детям дальше, не позаботились... Такая же проблема есть в других школах.

Учителя говорят, что разница в системах и учебниках сегодня настолько велика, что когда дети переводятся из одной школы в другую, им бывает очень тяжело приспособиться, и если родители не в силах помочь своему чаду, приходится нанимать репетиторов. И это при том, что в стране существует единый образовательный стандарт.

Кому нужна такая образовательная вакханалия? Может, ульяновцы правы и нам, родителям, пора всерьез взяться за инспекцию школьных учебников, не дожидаясь милостей от минобраза? А то получится, как на страшной картинке из того же "Обществознания": здоровенный детина в наколках надвигается на своего очкарика-отца со словами:

"Вот, папа, я и вырос!".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Ольга МАЧНЕВА

Версия для печати


  « Предыдущие 20Следующая статья »  
Горячие материалы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 150 (3300) [19.09.2006]
Смотришь в книгу - видишь фигу
Ольга МАЧНЕВА

№ 149 (3299) [16.09.2006]
Ольга МАЧНЕВА

№ 148 (3298) [15.09.2006]
Сергей КОЗИН

№ 147 (3297) [13.09.2006]
 

№ 146 (3296) [12.09.2006]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 145 (3295) [09.09.2006]
Елена МЕЛЬНИК

№ 144 (3294) [08.09.2006]
Ольга МАЧНЕВА

№ 143 (3293) [06.09.2006]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 142 (3292) [05.09.2006]
Елена МЕЛЬНИК

№ 141 (3291) [02.09.2006]
Ольга МАЧНЕВА

№ 140 (3290) [01.09.2006]
Ольга МАЧНЕВА

№ 139 (3289) [30.08.2006]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 138 (3288) [29.08.2006]
Евгений АКСЕНОВ

№ 137 (3287) [26.08.2006]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 136 (3286) [25.08.2006]
Инна СЕРОВА

№ 135 (3285) [23.08.2006]
Ольга МАЧНЕВА

№ 134 (3284) [22.08.2006]
Валентина ПАХОМОВА

№ 132 (3282) [18.08.2006]
Инна СЕРОВА

№ 131 (3281) [16.08.2006]
Валентина ПАХОМОВА

№ 129 (3279)   [12.08.2006]
Сергей КОЗИН

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет