| № 59 (3625) | 16.04.2008 |
Санкционированная слежка
От спутника налево не уедешь
К середине мая весь парк междугородных автобусов Татарстана - более 700 машин - должен быть подключен к системе GPS-навигации. Большая часть работ выполнена, и уже сегодня диспетчеры центра управления перевозками прямо из здания министерства транспорта и дорожного хозяйства могут контролировать движение подключенных автобусов, а также грузовиков и служебных "легковушек" на всех дорогах Татарстана и своевременно передавать информацию о неблагоприятных ситуациях.
Водитель, ты гонишь!
Главная цель ноу-хау - борьба за безопасность пассажирских перевозок, говорит директор центра Ильдус Усманов. На интерактивной карте в диспетчерской одновременно высвечиваются все автомашины, внесенные в систему. Каждые 10 секунд сигнал со спутника автоматически корректирует - с точностью до метра - местоположение каждого объекта, который обозначается на карте не значком машины, а маркой автомобиля и госномером. Если фон номера зеленый, значит, в данный момент скорость машины не выше 90 километров в час. Нарушителей спутник помечает красным. В масштабах целого региона такой проект осуществлен впервые в России.
- Поначалу, пока водители привыкали - мы часто фиксировали скорость 105 - 110 километров в час и выше, сейчас чаще всего превышают только при обгоне. Вот, к примеру, пассажирский автобус "Транстар", госномер 188, едет из Казани в сторону Лениногорска со скоростью 96 километров в час, - комментирует "покраснение" карты диспетчер Ольга Нигматуллина. Она кликает компьютерной "мышью" по номеру нарушителя и отсылает водителю сообщение: "Вы превысили скоростной режим!".
Через пару секунд карта показывает, что этот водитель исправился, но техника обнаружила еще двух лихачей в Елабужском районе и ближе к Альметьевску. Информация обо всех нарушениях, зафиксированных системой, раз в неделю направляется руководителям государственных и частных транспортных предприятий. "Красных" водителей ждет выговор, а могут и премии лишить.
Внедрять спутниковую систему мониторинга в республике начали год назад. Но за это время, как утверждают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства, количество нарушений на пассажирском транспорте сократилось... в девять раз. Хотя начинали с полусотни машин, а сегодня под колпаком - 600 междугородных и 97 школьных автобусов, около 100 грузовиков. На днях планируют подключить 20 речных судов. По словам сотрудников миндортранса, советская система радиомаяков, позволявшая контролировать местоположение речных трамвайчиков и теплоходов, устарела настолько, что подчас на отдельных участках реки речное судно превращается в "невидимку".
Кстати, в качестве эксперимента систему слежения установили на 15 машинах кабмина. "Неужто Минниханова теперь "пасете"? И что, сильно превышает?" - поинтересовались корреспонденты "ВК" у директора центра и с разочарованием узнали, что машины, обслуживающие первых лиц правительства, в эксперименте не участвуют. Но парк служебных авто, взятых на контроль, планируется расширять, ведь с помощью удаленного доступа к системе у ряда министров есть возможность следить за перемещениями своих замов: во сколько вчера уехал с работы гражданин такой-то, поехал ли он сегодня по делам службы или занят своими, личными...
Не проезжайте мимо
Особое внимание в диспетчерской центра управления перевозками обращают на случаи несанкционированной остановки транспорта. Ведь произойти на трассе может все что угодно. Так, этой зимой система зафиксировала, что водитель альметьевского автобуса остановился в неположенном месте. Оказалось - серьезная поломка. Пока водитель чинил машину, диспетчеры предупредили едущие следом автобусы, и те взяли "на борт" застрявших пассажиров.
Запомнился диспетчеру Ольге Нигматуллиной и другой случай. Как-то в середине дня с ней связался, нажав на приборной доске кнопку "SOS", водитель и сообщил: в салоне буянят двое пьяных, угрожают расправой пассажирам. Ольга Борисовна связалась с дежурной частью МВД, и через 20 минут, когда автобус переехал мост через Вятку, патрульный экипаж забрал дебоширов, и вместо Нижнекамска они отправились в мамадышский "обезьянник".
Нередки и случаи, когда в дороге требуется срочная медицинская помощь. Так, в декабре у одного из пассажиров автобуса "Казань - Челны" начался острый приступ аппендицита. Диспетчеры передали информацию о происходящем в службу "Скорой", и в итоге больной на реанимобиле был отправлен на операцию, а автобус продолжил движение по маршруту.
- У миндортранса подписано соглашение с минздравом и МВД, и наши звонки они обслуживают в первую очередь, - утверждает директор центра управления перевозками Ильдус Усманов. - Конечно, водитель и сам может связаться по сотовому телефону с милицией и "Скорой", но, во-первых, для этого ему нужно остановить движение, а во-вторых, в районах Татарстана много "провалов" по связи. Наша система использует не только каналы сотовых операторов, но и спутниковую связь GPS/Глонасс.
Среди новых, пока не используемых возможностей спутниковой системы, - составление оптимального маршрута из пункта А в пункт В и сопровождение водителя, когда диспетчер выступает в качестве штурмана.
На железнодорожном вокзале мы познакомились с водителем чистопольского автобуса Николаем Александровым. Его "пазик" к GPS должны подключить со дня на день, но больших изменений в своей работе водитель с 26-летним стажем не ждет: "Может быть, будет спокойнее ехать, зная, что ты не один, а вообще, было бы здорово, если бы о плохих участках дороги сообщали". А вот шоферы из Нижнекамска новинку уже опробовали, говорят: "Устали от сообщений диспетчера о превышении скорости" и интересуются, не будут ли данные спутника передаваться в ГАИ? "Не будут", - отвечают в Миндортрансе РТ. Но дают понять: за водителей-нарушителей спросят с владельцев ПАТП.
Уклониться от установки датчиков предприятиям, работающим на междугородных маршрутах, не удастся - в Татарстане эта мера объявлена обязательной. Но закупать шпионскую технику самостоятельно транспортникам не нужно - республика взяла на себя расходы по товарному кредиту в размере 27 миллионов рублей. Однако за установку и обслуживание системы платить придется. Как уверяют в центре управления перевозками - работают они без наценки.
В месяц наблюдение за одним автобусом обходится предприятию в 1,5 - 2 тысячи рублей. "Пока для нас одни затраты, которые нам придется компенсировать за счет повышения стоимости билетов, - сказал корреспонденту "ВК" заместитель директора КПАТП-1 Роман Иванов. - Да, в случае ЧП эта техника здорово выручит, но при ежедневной работе большой необходимости в ней нет на пассажирском транспорте".
Водители-вредители
В отличие от пассажирских автобусов с утвержденным маршрутом и графиком движения грузовые потоки перемещаются более свободно. И по словам профессионалов, у дальнобойщика всегда есть возможность дополнительно заработать: преувеличить пройденное расстояние и сэкономить в расходах на топливо, взять левый груз или поделиться частью хозяйского, к примеру, цементом. Вот тут-то подключение к спутниковой системе окупается на 200 процентов, и у владельца есть возможность следить за прохождением груза, фиксируя пройденный километраж, места остановок на трассе и незапланированные отклонения от маршрута. Кстати, подобный контроль за школьными автобусами быстро отбил желание у завхозов ездить за картошкой на спецтранспорте.
Конечно, подобная бдительность нравится не всем. Так что время от времени водители пытаются вывести датчики из строя: то "массу" на ходу отключат - и по сетям "гуляет" высокое напряжение, то антенну повредят, то разъем расшатают. А потом из своего кармана оплачивают ремонт и покупку нового оборудования - весь комплект в зависимости от сложности стоит от 24 до 34 тысяч рублей.
Разработками Татарстана заинтересовались коллеги из Чувашии и Самарской области. И не исключено, что скоро казанские диспетчеры будут "рулить" транспортом и в соседних регионах.
Ирина ПЛОТНИКОВА
|