У нас коррупцией
даже не пахнет,
у нас ею воняет...



Горячие материалы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 93 (3659)10.06.2008
Тайны экволюции
Вскрытие курицы показало, что она - бывший окорочок

В Арбитражный суд РТ поступило заявление о признании незаконными некоторых действий Казанского городского государственного ветеринарного объединения по контролю за розничной продажей продуктов питания. Индивидуальный предприниматель из Казани Елена Гирфанутдинова инициировала судебный разбор обычая ветврачей забирать продукты на экспертизу без составления акта об отборе, зато в количествах, достаточных для заполнения не только предметного стекла микроскопа, но и столового блюда.

Журнал Forbes, известный у нас хорошей осведомленностью о жизни богачей мира сего, в июньском номере поставил Казань на 3-е место в списке "Лучших городов России для ведения бизнеса", имея в виду количество банков, ресторанов, гостиниц, торговых сетей... Елена Гирфанутдинова, как и большинство казанцев, никак не соотносится со списками Forbes. В сентябре 2007 г. она арендовала торговый павильон на рынке ООО "Нереида", находящемся на ул. Межлаука. Весь ее бизнес - торговля мясом кур и яйцами - сосредоточен в этом ларьке площадью не больше 6 кв. метров. Учитывая первоначальные вложения в его ремонт и минимальный размер торговой надбавки (ведь на рынок вместо супермаркета за покупками идут самые небогатые), "на прибыль" предприниматель Гирфанутдинова еще не вышла.

Вторник и пятница - ветеринарные дни

Два раза в неделю торговые точки рынка обходила местная ветврач - с каждой собирала образцы товаров на ветсанэкспертизу. С Гирфанутдиновой каждый раз причиталось по одному куриному окорочку и одному яйцу. Сомнения, говорит Елена, были - она же все-таки торговала не какими-нибудь приблудными курами, а фабричными, снабженными сертификатами, а на накладных всегда стояли отметки госветслужбы России и Казгорветобъединения о выдаче ветеринарного свидетельства на этот товар, - но затевать конфликт ради пары окорочков и пары яиц в неделю, считала, выйдет себе дороже.

Но вскоре эта ветврач куда-то делась, а по вторникам и пятницам стали являться ветврачи с соседнего - Центрального рынка. Эти каждый раз забирали по целой курице и по 2 яйца. И тут уже рыночные торговцы добрым словом помянули давешнюю скромную ветеринарную девушку, заподозрив, что не так просто она исчезла, а оказалась съедена в процессе внутривидовой ветеринарной эволюции...

- При этом акт об отборе продукции никогда не составлялся, - утверждает Гирфанутдинова, - а кур из моего павильона и из соседних ветврачи, унося на экспертизу, складывали в один пакет. Ну смешно же: как они потом разбирают, от какого продавца какая курица - разговаривают с ними, что ли?! А один раз последнюю курицу из партии забрали, а потом дали справку, что эту партию продавать можно...

А еще надо отдать деньги: 65 рублей - за экспертизу курицы и 41 рубль - за каждое яйцо. Только на это за месяц уходило больше 2 тыс. рублей - значительная сумма для предпринимателя, который вместо почетного места в списке богачей Forbes имеет одно торговое место на рынке для бедных. Вот для примера, говорит Елена, ее прибыль с одной коробки яиц - 100 рублей (наценка-то копеечная); если за неделю вычесть 4 яйца и по 41 рублю за экспертизу каждого из них, то, считай, от двух коробок прибыли как не бывало. Ну а считая с реквизицией кур получается, что торговлю надо вовсе закрывать. Предложила: берите на экспертизу хоть не целые тушки, а лапки, головы, суповые наборы, они ведь от тех же кур, - куда там, обиделись!

Тут-то Елена Гирфанутдинова и начала задавать вопросы. Всего-навсего... Но тем самым она, сама о том не догадываясь, ступила на опасную тропу, на которой отбираемый куриный окорочок уже эволюционировал в отбираемую целую курицу, а ей самой предстояло превращение из предпринимателя без образования юрлица в гражданку без работы.

Великое курье перемирие

Предприниматель написала в Казгорветобъединение письмо с просьбой разъяснить: правомерно ли дважды в неделю брать на экспертизу продукты фабричного производства, если в Федеральном законе "О качестве и безопасности пищевых продуктов" написано лишь о необходимости ветсанэкспертизы на рынках для пищевых продуктов непромышленного производства? Можно ли отбирать продукты на экспертизу без акта отбора и без выдачи акта о результатах экспертизы? И могут ли государственные ветврачи брать за государственную экспертизу деньги с частника-предпринимателя?

Полученный ею ответ со ссылками на приказы Минсельхоза СССР (1980 г.) и татарстанского управления ветеринарии разъяснял, что все это вполне правомерные методы борьбы за безопасное питание населения (только об экспертизе без актов не разъяснялось ничего). Но в самом конце был чудесный пассаж: ваше письмо обсуждено на собрании сотрудников ветсанэкспертизы Центрального рынка, а руководство ветобъединения приняло решение: "для поддержания частного предпринимательства отбор проб на малых рынках осуществляться не будет".

И действительно: на рынке воцарилась курья амнистия! Месяца четыре ветврачи держали слово о поддержании частного предпринимательства - не пробовали ни кур, ни яиц... У одной только Гирфанутдиновой, не говоря уж о всей массе торговцев, уцелели от "отбора проб" 32 курицы и 64 яйца, а раз этих потерь не было, то не было и необходимости их компенсировать, т.е. повышать цены! И, что примечательно, какой-либо информации о массовом поражении покупателей сальмонеллой или даже банальным поносом не было за это время ветеринарного воздержания.

Но в феврале этого года из Казгорветобъединения на рынки города пришло другое письмо: о необходимости ветсанэкспертизы продукции любого производства с отбором, само собой, проб... Все возобновилось. "А вскоре как раз Дмитрий Медведев выступать стал, что у нас борьба с коррупцией, и я как наивный человек обратилась в прокуратуру Казани", - рассказывает Елена Гирфанутдинова.

"Вам светит от трех до пяти"

19 марта на рынок явилась совместная проверка Казгорветобъединения и горпрокуратуры.

- Меня проверяли весь день на моих 6 метрах, - говорит Гирфанутдинова. - Я опешила: вошло человек 6 - уже тесно, одному дай термометр, другой: "Где накладные?!", третий открывает холодильник, четвертый - к другому холодильнику: "А что здесь лежит?"... Кому отвечать - непонятно, а тут еще товар привезли... В общем, написали они протокол о нарушениях, и я его подписала, но вписала свои замечания. А потом спросила прокурора, почему меня проверяет та самая организация, на которую я жалуюсь. Тогда один из проверяющих говорит: "Вам мало протокола? Сейчас возьмем пробу на экспертизу".

Пока отбирали пробы, Елена пулей через дорогу - там, по соседству с рынком, подразделение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ": "Я туда сбегала и заказала экспертизу. Девушка из Центра со мной пошла, стала брать пробу, а проверяющие ей: "Ваши документы! Вы не имеете права ничего брать!". Она перепугалась - шла-то всего-навсего выполнить работу, заказанную хозяйкой товара, кто же знал, что тут такая спецоперация, - и с пробой скорее бежать...".

А на следующий день Гирфанутдинову вызвали в Казгорветобъединение: в пробе, взятой накануне проверяющими, обнаружилась-таки сальмонелла!

- Сидит, - вспоминает Елена, - комиссия, и один из ее членов мне говорит: "По вашим нарушениям вам от трех до пяти светит". Подумала: "Довыпендривалась! Лучше бы курицу отдала". Поняла, что сейчас заплачу: пять лет!.. Да нет, догадалась, не лет, а тысяч рублей, это он о штрафе... Тут у меня совсем сил не стало, и я комиссии сказала: "Пожалуйста, рассмотрите этот вопрос без меня. Верю, что примете справедливое решение"...

В этот же день ей вручили уведомление дирекции рынка, что ее договор аренды приостанавливается. Затем она узнала, что оштрафована на 5 тыс. рублей. А затем Центр гигиены и эпидемиологии выдал результат своей экспертизы: "сальмонеллы не выделено"...

Елена говорит, что понимает, конечно, теоретическое наличие такой возможности: в одном образце сальмонеллы нет, а в другом, пусть даже из той же партии, есть... Но почему тогда, спрашивает она, холодильники у нее не обработали после сальмонеллы и поставщику этих кур (с ним Гирфанутдинова связалась немедленно, потому что боялась его подвести - фабрика и так неохотно взялась сотрудничать с ней, с "мелочью") даже не сообщили о заразе?

"Я только просила разобраться"

К концу подобного детектива с трупами (куриными) и погонями у человека есть два выхода. Либо заткнуться, либо перейти в наступление за право не считаться преступником и не оказаться жертвой. "Было страшно, но я решила, - говорит Елена, - раз оно так все пошло, надо обращаться в прокуратуру республики и в суд".

Обращение в прокуратуру дало неожиданно быстрый положительный эффект. Администрация рынка стала просить ее забрать заявление, "а то весь рынок закроют и 300 человек останутся без работы", Елена обещала: "Я подумаю" (администрации она сочувствует, а еще больше - коллегам-торговцам), и тогда Гирфанутдиновой разрешили снова работать.

Но когда стало известно, что она написала и первому вице-премьеру Равилю Муратову и не намерена отзывать своих обращений, администрация больше не могла проявлять толерантность к "неудобному" предпринимателю. 25 апреля договор с Еленой Гирфанутдиновой был расторгнут. "Павильон закрыт, все тухнет, - говорит предприниматель. - А ведь я только просила разобраться, на основании чего действуют ветврачи...".

Гирфанутдинова обратилась в Арбитражный суд РТ с иском об оспаривании действий Казгорветобъединения. Коллеги ей втихомолку сочувствуют (дело-то касается их всех), но на открытую поддержку не решаются, а она ищет новое место для работы. Вот на другом рынке, говорят, "пробу отбирают" всего лишь один раз в неделю и всего лишь по одной курице - счастливые там люди работают, но ведь поди-ка и сами не понимают своего счастья...

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Горячие материалы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 102-103 (3668-3669) [27.06.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 101 (3667) [25.06.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 100 (3666) [24.06.2008]
Инна СЕРОВА

№ 99 (3665) [21.06.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 98 (3664)  [20.06.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 97 (3663) [18.06.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 96 (3662) [17.06.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 94-95 (3660-3661) [11.06.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 93 (3659) [10.06.2008]
Вскрытие курицы показало, что она - бывший окорочок
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 92 (3658) [07.06.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 90-91 (3656-3657) [06.06.2008]
Инна СЕРОВА

№ 89 (3655)   [04.06.2008]
Инна СЕРОВА

№ 88 (3654) [03.06.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 87 (3653) [31.05.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 85-86 (3651-3652) [30.05.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 84 (3650)   [28.05.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 83 (3649) [27.05.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 82 (3648) [24.05.2008]
Инна СЕРОВА

№ 80-81 (3646-3647) [23.05.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 79 (3645) [21.05.2008]
Елена МЕЛЬНИК

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет