Наше дело
маленькое...
Мы победим!



Горячие материалы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 173 (3739)28.10.2008
Смертельные испытания
Гром среди ясного неба над Новой Турой

На узкую дорогу между домами в Новой Туре рухнул в воскресенье военно-транспортный вертолет "МИ-8МТВ-1". Один из пилотов выжил, и, по словам очевидцев, первое, что он произнес, было "спасли". Экипажу удалось дотянуть машину до квадратика земли, окруженного заборами, проводами ЛЭП и газовыми трубами, и "уложить" ее на землю так точно, что она ничего не задела.

Спасибо, дотянули...

Экипаж вертолета состоял из пяти человек - 56-летнего командира судна Петра Чумакова, 43-летнего второго пилота Рината Галимова, 55-летнего штурмана Бориса Макаренко, 42-летнего бортинженера Фарида Хуснимарданова и 35-летнего ведущего инженера Максима Иванкова. Во время крушения спасся второй пилот - как сообщила корреспонденту "ВК" исполняющая обязанности татарского транспортного прокурора Татьяна Маслова, он выпрыгнул с парашютом буквально за несколько мгновений до крушения, так что парашют не успел даже полностью раскрыться...

Корреспонденты "ВК" прибыли на место происшествия - на улицу Луговую - спустя два часа. К этому моменту полыхавший на месте падения вертолета пожар был уже потушен, однако пожарные не торопились уезжать. Машина рухнула на землю с почти полным баком, топливо расплескалось на большой площади, скопилось в воронке, образовавшейся в месте падения, и могло в любой момент вспыхнуть снова - об этом свидетельствовал сильный запах авиационного керосина, который ветер так и не смог разогнать за прошедшее с момента катастрофы время.

Саму катастрофу корреспондентам "ВК" подробно описали очевидцы. Владимир Лихачев прибежал к месту крушения с другого конца села. Он говорит, что был дома, когда услышал звук мотора. Вертолеты КВЗ над Новой Турой летают часто - здесь издавна проводятся испытательные полеты, так что сельчане научились на слух определять, хорошо ли работает мотор. В этот раз двигатель захлебывался и давал перебои. Владимир выглянул в окно, увидел, что машина заваливается набок и падает на другом конце села.

- Я выскочил из дома и побежал туда, - рассказал он. - Тут пламя полыхнуло, мы все бросились тушить. Вокруг же дома, стройки, пиломатериалы - все сгореть могло. Спасибо, пожарные быстро приехали...

Три из четырех коттеджей, между которыми упал вертолет - нежилые. В четвертом живет семья Владимира Кузьмина. Он копался в огороде перед домом и у рухнувшего вертолета оказался первым:

- Я услышал, как у них двигатель заглох, потом завелся и снова заглох, посмотрел в небо, и показалось, что вертолет падает прямо на меня. Постарался укрыться - бросился вдоль стены за дом. А потом, когда раздался грохот, - обратно. Когда мы с соседями подбежали, от машины шел летчик, он сказал: "Спасли" и еще успел позвонить по мобильнику своему начальству. А потом уж мы "скорую" вызвали, пожарных.

Крутой плановый маршрут

ЧП с новеньким вертолетом, выполнявшим испытательный полет, произошло в 12 километрах к западу от Казани и всего в полутора сотнях метров от оживленной трассы Казань - Зеленодольск. В километре от места падения по автодороге Москва - Уфа также сплошным потоком идут автомобили. А совсем близко от Новой Туры - поселок Юдино. Так что строчка в официальном пресс-релизе МЧС "Пострадавших среди населения, повреждения строений нет" свидетельствует о настоящем чуде.

Хозяин коттеджа, около которого рухнул вертолет, убежден, что летчики - настоящие герои: "Они ценой жизни увели машину от поселка, спасли нас всех". А 43-летний Ринат Галимов может теперь считать, что у него два дня рождения. По словам директора НИЦТ "ВТО" Равиля Хабибьянова, состояние летчика, несмотря на компрессионный перелом позвоночника, вполне удовлетворительное: "Вылечим - сможет снова летать". И снова по приказу начальства испытывать вертолеты прямо над жилыми домами и оживленными трассами?

Корреспондент "ВК" обратилась к руководству Казанского вертолетного завода, рассчитывая получить ответы на ряд вопросов. Но референт генерального директора Юлия Иванова заявила, что все, что руководство предприятия считает необходимым сообщить СМИ, изложено в пресс-релизе.

Релиз оказался лаконичным - всего семь строчек крупным шрифтом. По сравнению с тем, что сообщили другие официальные источники, единственная новость, которая в нем содержится, - указан заводской номер вертолета 96721.

...После звонка выжившего пилота на место падения машины приехали гендиректор КВЗ Вадим Лигай и его советник Александр Лаврентьев. Позже Лигай сделает короткое заявление для СМИ, суть которого сводится к тому, что экипаж вертолета сигналов о помощи не посылал - машина просто пропала с радаров. На вопросы, правда ли, что этот "МИ-8" испытывался после основательной переделки - из транспортного в "VIP" с мягкими креслами, новая ли это была машина или после капремонта, по каким критериям принималось решение о том, чтобы отправить ее в испытательный полет, и на главный вопрос - почему испытательные полеты проводятся в густонаселенной зоне - ответов не прозвучало.

Жители Новой Туры давно в ужасе от того, что над их головами проходит фактически испытательная трасса. По данным транспортной прокуратуры, "МИ-8" ни на йоту не отклонился от маршрута планового полета: КВЗ - поселок Залесный - деревня Тура - зона испытаний. Какой же смысл в том, что сами испытания проходят не над головами сельчан, если к месту испытаний "сырые" машины летят именно этим путем?

..."Черный ящик" разбившегося "МИ-8" нашли. И второй пилот уже дал показания следователям. Он рассказал, что вертолет вылетел с аэродрома КВЗ в 14.00, а через 5 - 7 минут после взлета на высоте около 300 метров возник сильный крен. Вертолет потерял управление и начал резко снижаться. Командир экипажа Петр Чумаков дал команду покинуть воздушное судно, и Галимов совершил прыжок с парашютом на высоте менее 100 метров... То есть фактически на смертельной высоте. За последние девять лет это 22-я катастрофа вертолета "МИ-8". При крушениях погибло более 100 человек. Правда, за весь этот период впервые ЧП произошло во время испытательного полета.

МЕЖДУ ТЕМ

Следствие рассматривает две версии крушения вертолета под Казанью, в результате которого погибли четыре человека, а выжил только один, выпрыгнувший из машины с парашютом, сообщает Interfax.ru. "Создана следственная группа, которая разрабатывает все версии, в их числе - отказ оборудования или неправильная эксплуатация воздушного судна командиром корабля либо вторым пилотом", - сообщил журналистам заместитель руководителя Нижегородского межрайонного следственного отдела Приволжского следственного управления на транспорте СКП РФ Игорь Потапов. Следствию также предстоит уточнить, действительно ли командир судна дал команду покинуть борт с парашютами, о чем рассказал оставшийся в живых второй пилот Ринат Галимов. Для проверки его слов необходимо расшифровать информацию самописцев, в том числе регистрировавших и переговоры в кабине вертолета. "У всех были парашюты, почему им воспользовался только второй пилот - установит следствие", - сказал Потапов.

Инна СЕРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Горячие материалы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 187 (3753) [25.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 186 (3752) [22.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 185 (3751) [21.11.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 184 (3750) [19.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 181 (3747) [14.11.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 180 (3746) [12.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 179 (3745)   [11.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 178 (3744) [08.11.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 177 (3743) [07.11.2008]
Сергей КОЗИН

№ 176 (3742)   [01.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 175 (3741) [31.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 174 (3740)   [29.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 173 (3739) [28.10.2008]
Гром среди ясного неба над Новой Турой
Инна СЕРОВА

№ 172 (3738) [25.10.2008]
Инна СЕРОВА

№ 171 (3737) [24.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 170 (3736)   [22.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 169 (3735) [21.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 168 (3734) [18.10.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 167 (3733) [17.10.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 166 (3732) [15.10.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет