Люди хотят
хорошей жизни,
а им все время
устраивают веселую.
Александр Аверин



Горячие материалы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 184 (3750)19.11.2008
Вопросы языкознания
"Был зеленым - стал твердым"

О том, что будет с национально-региональным компонентом школьного образования, рассуждали вчера в Госсовете РТ депутаты Госдумы РФ, руководители федерального минобрнауки и представители властей разных регионов России под председательством министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и при активном участии Минтимера Шаймиева.

Федеральный образовательный стандарт, в котором теперь нет места национальному компоненту, должен прийти в школы 1 сентября 2009 года. Но законодатели Татарстана и Башкортостана делают все, чтобы этого не случилось: они предложили Госдуме срочно вернуть нацкомпонент в закон об образовании. Их поддержали власти 21 субъекта РФ. На вчерашнем совещании нужно было подумать, так ли это необходимо с практической точки зрения.

Андрей Фурсенко предупредил, что время на раздумья ограничено: Минтимер Шаймиев должен был ехать в Ижевск на заседание Госсовета при президенте России. Оно было посвящено развитию национальной (в широком, общероссийском смысле) конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса. А с конкурентоспособностью национального (в узком смысле) образования у нас вечный кризис. В признании его наличия налицо полный консенсус сторон, но одна сторона считает, что национальное образование неконкурентоспособно, поскольку не соответствует современным требованиям учеников и родителей, а другая - что в его неконкурентоспособности виноваты конкуренты.

"Как на выборах папы римского: пока не решим вопрос, никто не выйдет, - пошутил Минтимер Шаймиев на тему обычая запирать папский конклав, пока кардиналы не вынесут решения. - У них труба есть...".

"А у нас есть, что сжечь..." - Андрей Фурсенко показал, что тоже в курсе нормы папского избирательного права, где сигнал о состоявшихся выборах подается наружу дымом от сожженных за ненадобностью бюллетеней. Бюллетеней у участников совещания под руками не было, так что министр, вероятно, имел в виду что-нибудь вроде символического предания огню взаимных предубеждений. Но дальнейшее показало, что стороны намерены держаться своих аргументов, сколь бы огнеопасными те ни были.

Минтимер Шаймиев сообщил, что в России идет сокращение количества школ с преподаванием татарского языка:

- В 2004/05 учебном году их было 712, в 2007/08 стало 490. Особенно в Нижегородской, Пермской областях, хотя там есть целые районы, где компактно проживают татары... Видимо, кому-то показалось, что языки народов Российской Федерации недостаточно быстро исчезают. Значит, решили ускорить...

Что за зловещий "кто-то", г-н Шаймиев не стал конкретизировать, хотя ему, без сомнения, хорошо известно, почему в регионах России сокращается число школ с преподаванием татарского языка. Депутатам Госсовета РТ сообщил об этом на октябрьской сессии глава Минобрнауки РТ Наиль Валеев: "Нас тревожит, что из-за нежелания родителей обучать детей на родном языке сокращается количество таких школ. К сожалению, с мест пришли письма с приложением протоколов родительских собраний, где родители высказываются против увеличения преподавания татарского языка. Они говорят: если мы не хотим, почему вы навязываете нам татарский язык?! Даже в районах Татарстана - мы требуем, чтобы были школы татарские, а родители не хотят, говорят: а куда наши дети потом пойдут, а почему они должны учиться там, если дети руководителей обучаются за границей?!".

Из этого понятно, сколь тревожна ситуация. И если в федеральный закон об образовании не будет возвращен обязательный национально-региональный компонент, то у властей Татарстана, заявил Минтимер Шаймиев, "нет другого пути, кроме как обратиться в Конституционный суд, в котором дело будет заведомо выигрышное".

- Тем более что нужно внимательно относиться к законодательным инициативам субъектов Федерации - это было особо подчеркнуто в послании президента РФ, - акцентировал президент Татарстана. - Я вам должен сказать: в подтексте лежит именно этот вопрос. Я-то, коль так говорю, знаю, что говорю!..

У представителей Госдумы РФ и федерального правительства могло создаться пугающее ощущение, что президент России открыл президенту Татарстана то, что скрыл от них и от всех остальных.

- Мы в Татарстане без решения этой надуманной проблемы переходить на новые стандарты образования не намерены ни при каких условиях, - завершил Шаймиев.

- Школа на родном языке обучения существует в России около 150 лет и может выполнять или функцию консолидации, или функцию конфронтации, - сказала руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко. - На сегодня в реальной практике мы наблюдаем и тот, и другой процесс. К сожалению, в ряде субъектов РФ компонентный принцип использовался для достижения самостоятельных политических целей... В ряде субъектов выстраивается национально-этническая система образования; взяв курс на регионализацию образовательной системы, школу используют как институт этнической мобилизации молодежи. Проведенные нами социологические исследования...

- Это вы имеете в виду в Москве и Санкт-Петербурге скинхедов? - не выдержал Минтимер Шаймиев.

- Я отвечу, но дайте мне закончить...

- Минтимер Шарипович!.. - воззвал и Андрей Фурсенко.

- Но она говорит...

- Можно я закончу?

- Пожалуйста! Но в нашей-то республике этого нет, у нас...

- Мы говорим не об одной республике, - примирительно заверил Фурсенко, - мы говорим о России.

- Социологические исследования, - смогла продолжить г-жа Артеменко, - свидетельствуют, что в 82 случаях из ста у детей школьного возраста, проживающих в Татарстане, в сознании отсутствует понимание: "Я живу в России", "Я - гражданин России".

- Я прошу... - испугался Фурсенко, - давайте не политизировать, попробуем сосредоточиться на вопросах образования. Тема, к сожалению, взрывоопасна, давайте не плескать керосина!

Шаймиев из президиума продолжал возражать.

- Если не интересует статистика, полученная учеными в РТ, и в Академии наук России Институтом этнологии, и наши исследования... - обиделась Артеменко. - А если мы с вами без социологии будем рассуждать, то у нас и будет: что хотим, то и делаем...

Исключение национально-регионального компонента из закона об образовании, пояснила она, не означает исключения его из образования. Закон лишь "снимает монополию исполнительной власти" (региональной), создает общефедеральный стандарт и усиливает влияние "участников образовательного процесса" (школы, учащихся и их родителей) на выбор программы обучения.

- Закон превратил систему образования в общественный договор между семьей, обществом и государством, - добавил научный руководитель проекта Российской академии образования по разработке нового госстандарта общего образования Александр Кондаков. - Разработанные варианты базисного учебного плана прошли очень широкое обсуждение, мы неоднократно встречались с представителями системы образования Татарстана. На августовском педсовете мы же с вами, Наиль Мансурович, - напомнил он министру образования РТ, - договорились о варианте базисного плана, который устроит и Минобраз РФ, и Минобраз РТ!

- Не два министерства он должен устроить, - поправил Фурсенко, - а ребят он должен устроить!

- Было предложено, - продолжил Кондаков, - четыре варианта базисного учебного плана, которые позволяют реализовывать этнокультурный компонент. Причем в четвертом варианте, Минтимер Шарипович, даже предусмотрено на родной язык и литературу больше часов, чем на русский язык и литературу! И вы не согласовали это предложение!

"Мы готовы не покладая рук совместно отрабатывать буквально все, включая учебники федерального уровня", - заверил Шаймиев. Но реституция национального компонента в качестве нормы федерального закона - это для татарстанской власти важнее, чем сколько угодно уроков татарского языка в программе...

Андрей Фурсенко попытался объяснить, что речь не о том, что, мол, вместо национально-регионального стандарта взяли и ввели федеральный:

- Центр тяжести - как должно вестись обучение - с уровня республики переходит на уровень образовательного учреждения. У нас принципиально поменялся сам подход к требованиям. Ну, был зеленым - стал твердым!

Что называется, оговорился: хотел сказать о замене регионального контроля контролем общественным, а вышло - о вытеснении оттенка суверенизации текстурой федеральной вертикали... Старик Фрейд был бы доволен.

Минтимер Шаймиев, покидая совещание, не выглядел ни особенно довольным, ни огорченным. Ольга Артеменко вручила ему сборник примерных программ - чтобы в дороге было что почитать и, возможно, переменить мнение о федеральном новшестве. Но г-н Шаймиев хорошо знает, что в России истина рождается не в научных спорах, а совсем другим способом, и он хорошо знает этот способ.

А Андрей Фурсенко придал совещанию практический смысл, сообщив о готовящихся переменах на фронте ЕГЭ. По-видимому, сказал министр, останется лишь два обязательных ЕГЭ - по русскому языку и математике, но в аттестат они не попадут, а будут лишь приложены к нему.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Горячие материалы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 187 (3753) [25.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 186 (3752) [22.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 185 (3751) [21.11.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 184 (3750) [19.11.2008]
"Был зеленым - стал твердым"
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 181 (3747) [14.11.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 180 (3746) [12.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 179 (3745)   [11.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 178 (3744) [08.11.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 177 (3743) [07.11.2008]
Сергей КОЗИН

№ 176 (3742)   [01.11.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 175 (3741) [31.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 174 (3740)   [29.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 173 (3739) [28.10.2008]
Инна СЕРОВА

№ 172 (3738) [25.10.2008]
Инна СЕРОВА

№ 171 (3737) [24.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 170 (3736)   [22.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 169 (3735) [21.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 168 (3734) [18.10.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 167 (3733) [17.10.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 166 (3732) [15.10.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет