Деловые новости ...а теперь - как закрылись сегодня финансовые рынки. Финансовы ...



Горячие материалы
  « Предыдущая статьяСледующие 20 »  
№ 2 (3776)13.01.2009
Что имеем - не храним...
Не зря рыдал "электронный мальчик"

В ночь на 6 января умер Булат Галеев - создатель Казанского НИИ экспериментальной эстетики "Прометей", лучший эксперт в области видеомузыки в России, доктор философских наук, профессор, изобретатель. Во всем мире известны разработанная им периодическая система искусств и исследования на тему звукозрительного синтеза и синестезии (цветного слуха), его видеоинсталляции демонстрировались на крупнейших фестивалях экспериментального искусства, а светомузыкальные кинофильмы Галеева - признанная классика авангардного кино. Но теперь научное и творческое наследие Булата Махмудовича может пропасть: детей у профессора не было, а дело всей его жизни - НИИ "Прометей" - хотят ликвидировать. Если это произойдет, Казань потеряет уникальные объекты медиаискусства, ценность которых неоспорима.

Гузель Файзрахманова:
в демонстрационный зал НИИ
"Прометей" попасть уже нельзя

Еще при жизни Булат Махмудович занимался проектом по созданию в Казани центра современного искусства. Увы, его усилия не увенчались успехом. Несмотря на международную известность, деятельность Галеева совершенно не интересовала чиновников. Не в последнюю очередь поэтому в Казани он был менее почитаем, чем за ее пределами: иерархии у нас выстраивает не культурная среда, а политическая элита вместе с административными аппаратами творческих союзов. Как вопрошал в своих "Иронических мемуарах пионера-пенсионера абстрактного кино" сам Булат Махмудович: "Ну и что, что мой фильм первым из Татарстана, причем еще давным-давно, получил награду международного кинофестиваля?.."

Кстати, в Министерстве культуры Татарстана, где, впрочем, нет ни одного квалифицированного специалиста по современному искусству, не смогли оценить даже такой уникальный факт: в 2007 году единственный архивист и знаток истории российского видеоарта итальянец Антонио Джеуза включил произведения Булата Галеева и его "прометеевцев" в свой грандиозный проект "История российского видеоарта. Том 1".

Галеев считается одним из пионеров видеоарта в России. На всех континентах видели самую знаменитую его видеоинсталляцию 1990 года - "Электронный мальчик на мокрых пеленках" (в детской коляске лежит телевизор, на его работающем экране - плачущий младенец). По мнению столичных критиков, эта работа рифмуется с опытами классиков XX века, включая основоположника опарта (оптическое искусство) Виктора Вазарели и даже самого Нама Джуна Пайка - основателя видеоарта...

Сохранить научное и творческое наследие Булата Галеева, создав на его основе центр современного искусства в Казани, - такую задачу пытаются сейчас решить кураторы галереи "Аврора-1991" и Гузель Файзрахманова - художник, кандидат искусствоведения, специалист по актуальному искусству.

- Если кто-то думает, что Булат Галеев и его команда занимались искусством, понятным лишь узкому кругу специалистов, то он ошибается, - говорит Гузель Файзрахманова. - Напомню, что это НИИ "Прометей" разработал аудиовизуальную и стереозвуковую театрализацию экспозиции музея Салиха Сайдашева. Она уникальна: благодаря системе "Автогид" о детстве композитора, например, "рассказывает" светящийся изнутри сундук с детскими игрушками, потом начинает играть лежащая рядом гармонь, внутри которой тоже спрятан громкоговоритель, далее в рассказ вступает "звучащее" фортепьяно с открытой клавиатурой, затем начинает говорить портрет на стене...

Среди значимых проектов "Прометея" можно назвать первый в СССР спектакль "Звук и Свет" под открытым небом - удивительная постановка без актеров, но со стереодвижением звука и динамикой света, первые в нашей стране исполнения произведений "Прометей" Скрябина и "Аллилуйя" Губайдулиной по замыслу самих композиторов - с партией Света. "Малиновый звон" Спасской башни Кремля и динамическое освещение Казанского цирка, зависящее от состояния погоды - это тоже проекты "Прометея". Еще - композиция под открытым небом "Волшебный сад" во время Сабантуя в июне 1991 года: тогда в сквере между оперным театром и Казанским университетом в многоканальной записи воспроизводились голоса птиц с синхронными световыми эффектами, а на стену университетской высотки проецировались мультипликационные картины лазерной компьютерной графики.

В последнее время коллектив Булата Галеева занимался экспериментами, связанными с компьютерным преобразованием графических структур в музыкальные. Их видеоинсталляция "Поющий шамаиль" произвела фурор на выставках экспериментального искусства за рубежом, а теперь включена в экспозиционный раздел "Ислам и искусство" музея ислама, который находится на самом нижнем этаже соборной мечети Кул Шариф в Казанском кремле.

- Во времена СССР у НИИ "Прометей" был демонстрационный зал, он располагался в здании Молодежного центра. Где хранились экспонаты, после того как здание занял коммерческий банк?

- Экспонаты перевезли в одно из зданий КАИ, но некоторая их часть, в числе которой были светомузыкальные аппараты, фотографии, кино- и видеоматериалы, погибла во время ремонта. Сегодня мы можем потерять и оставшиеся экспонаты, потому что в связи с экономическим кризисом НИИ "Прометей" хотят закрыть. Что осталось? Слайдо-музыкальные фильмы, книги и статьи "прометеевцев", проекты световой архитектуры, светозвуковые и видеоинсталляции, изобретенные в Казани светомузыкальные инструменты. А главное - богатейший архив записей теле- и видеоэкспериментов, среди которых есть произведения родоначальников авангардного кино и видеоарта. Булат Махмудович собирал эту коллекцию всю жизнь! В ней - работы пионера компьютерного кино Джона Уитни, великого пражского режиссера Йозефа Свободы, в постановках которого живые актеры вступали в диалог с актерами на киноэкране, переходили с экрана на сцену и так далее...

Вдова выдающегося мастера абстрактного фильма, немецкого художника Оскара Фишингера - Эльфрида Фишингер подарила Галееву видеозаписи практически всех их фильмов, а также многих других зарубежных режиссеров. Если прибавить к этому тайные перезаписи из Госфильмофонда еще советских времен и то, что подарили Галееву из музеев Макларена (Канада) и его предшественника Лена Лая (Новая Зеландия), то получится, что теперь в Казани - самая богатая в мире видеотека светомузыкальных (абстрактных) фильмов. Все это нужно сохранить. И можно сохранить. Но получится это только при поддержке нашего министерства культуры.

- А будет эта поддержка, как вы думаете?

- Мы с кураторами галереи "Аврора-1991" очень надеемся, что власти нам помогут. Понимаете, без центра современного искусства Казань так и будет считаться в мировом художественном сообществе глухой провинциальной дырой. В этом направлении мы сегодня здорово отстаем не только от Москвы, впереди нас - Самара, Нижний Новгород, Уфа, Пермь...

Поражает опыт Перми: инициатором открытия музея современного искусства стал там сенатор Сергей Гордеев. Собственно музея как такового у них пока нет, но есть большое пространство пермского речного вокзала, которое уже много лет не используется по назначению. Именно там в сентябре прошлого года стартовал пилотный проект будущего музея - выставка "Русское бедное", где более ста произведений представили 36 российских художников, известных всему миру. Сейчас в Перми решают вопрос о приобретении лучших работ из проекта "Русское бедное" для создаваемой в музее коллекции.

А в Казани базовая коллекция для будущего центра современного искусства уже есть, это наследие Булата Галеева. Понимаете, в современном искусстве России Казань обозначена всего несколькими именами, но самое громкое среди них - Булат Галеев.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующие 20 »  
Горячие материалы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 23 (3797) [14.02.2009]
 

№ 21-22 (3795-3796) [13.02.2009]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 20 (3794) [11.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 19 (3793) [10.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 18 (3792) [07.02.2009]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 17 (3791) [06.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 16 (3790) [04.02.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 15 (3789) [03.02.2009]
Луиза ИГНАТЬЕВА

№ 14 (3788) [31.01.2009]
Валентина ПАХОМОВА

№ 12-13 (3786-3787) [30.01.2009]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 11 (3785) [28.01.2009]
Луиза ИГНАТЬЕВА

№ 10 (3784) [27.01.2009]
Елена МЕЛЬНИК

№ 9 (3783) [24.01.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 8 (3782) [23.01.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 7 (3781) [21.01.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 6 (3780) [20.01.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 5 (3779) [17.01.2009]
Валентина ПАХОМОВА

№ 4 (3778) [16.01.2009]
Елена МЕЛЬНИК

№ 3 (3777) [14.01.2009]
Инна СЕРОВА

№ 2 (3776) [13.01.2009]
Не зря рыдал "электронный мальчик"
Айсылу КАДЫРОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет