| № 73 (4033) | 11.06.2010 |
Горючая тема
Кто виноват против кто допустил
Скандал с некачественным бензином в Татарстане разгорелся до стадии уголовного дела, а количество пострадавших не перестает расти. С понедельника до середины вчерашнего дня с жалобами в ГУ Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ успели обратиться уже 443 автовладельца. Все они в конце минувшей недели заправляли свои машины на одной из трех АЗС в окрестностях Казани: у 774-го км, Щербаковки и Залесного.
Истории у обратившихся - как под копирку. После заправки их автомобили превратились в недвижимость: отказали двигатели. 7 июня мы отобрали пробы с АЗС на 774-м км, - рассказала ВК начальник ПТО управления Гузель Самигуллина. - Концентрация смол в 92-м бензине вместо допустимых 5 мг на 100 куб. см оказалась 184 миллиграмма. На двух остальных АЗС, куда нас вначале пытались не пускать, такого превышения мы не обнаружили, но выяснилось, что туда уже поступила новая партия бензина - успели разбавить...".
Автовладельцам, сэкономившим на заправке (литр Аи-92 на этих АЗС стоил рубля на три дешевле, чем в среднем по Казани), придется потратиться на ремонт. Он обойдется в зависимости от марки авто в несколько десятков тысяч рублей.
Уголовное дело возбуждено ГСУ МВД по РТ по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Как сообщил вчера ВК замминистра внутренних дел по экономическим и налоговым преступлениям Рафаиль Гильманов, правоохранителям уже видна цепочка незаконных поставок и уже проводятся обыски. Схема обычная: в документах, способных удовлетворить поверхностную проверку, в качестве поставщика фигурирует добропорядочный завод или оптовик, фактически же где-то на стороне приобретается сверхдешевый топливный суррогат - бутер.
По оценке г-на Гильманова, добытые доказательства позволяют рассчитывать на то, что уголовное дело не заглохнет, подобно машинам пострадавших. На то же указывает и вмешательство высших сил: ситуация взята под контроль Рустамом Миннихановым, а премьер Ильдар Халиков в среду заявил: Важно сейчас сделать выводы из этой ситуации. Жестко наказать тех, кто ее допустил.
Однако то, что говорят о причинах этого невиданного еще в республике скандала основные игроки розничного рынка нефтепродуктов, указывает: того, кто допустил, властям не нужно искать среди дальних - куда полезнее обратить внимание на близких.
С бутером на топливном рынке Татарстана в значительном масштабе не сталкивались последние лет семь, говорят трейдеры, а в столь шокирующем, кажется, вовсе не сталкивались. Зато в последние 1,5 - 2 года отмечается специфическое давление на розничный рынок - демпинговое, т.е. давление на конкурентов посредством заниженной розничной цены. Остальным оставалось либо сжать зубы и смириться с оттоком покупателей и убытками (понятно, что этот вариант возможен лишь для крупных сетей), либо... начать продавать тот самый бутер, благо рентабельность в этом случае в разы выше обычной 3-5-процентной рентабельности АЗС.
И в начале мая 2010 г. два из трех крупнейших игроков бензиновой розницы в Татарстане - Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения РТ (объединяет малые предприятия) и ОАО "Татнефтепродукт" - в письмах к Рустаму Минниханову назвали виновника: "Ситуация на топливном рынке дестабилизируется демпинговой политикой Группы компаний ОАО "ТАИФ". "Ряд АЗС, - писали трейдеры, - компенсируют падение наценки за счет уклонения от уплаты налогов, "продажи" неучтенной наличной выручки и реализации суррогатов моторного топлива".
Эти письма были получены президентом РТ ровно за месяц до "казанской бензиновой катастрофы", когда от этих суррогатов серьезно пострадали не менее полутысячи казанских автомобилистов.
- Именно наличие демпингового давления ТАИФа на рынок подталкивает нечистых на руку коммерсантов приобретать на продажу суррогатные продукты, - подчеркнул в разговоре с "ВК" 1-й заместитель гендиректора Татнефтепродукта Наиль Садыков. - А некоторые и сами являются жертвами обмана: они брали кредиты, строили АЗС, а тут кризис да еще демпинговые цены поставили их на грань выживания - и искушение приобрести дешевый товар, предлагаемый под видом качественного, очень велико!
На самом деле история противостояния ТАИФа и остальных трейдеров довольно давняя. "В прошлом году, еще будучи премьером, Рустам Минниханов проводил совещание на эту тему, - рассказал "ВК" председатель Ассоциации ПНПО Николай Горюнов. - На нем гендиректор Татнефти Шафагат Тахаутдинов спрашивал гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова: "Ну скажи, как вы можете работать, продавая товар на АЗС по цене ниже его себестоимости?!".
Это, конечно, преувеличение, но, по данным г-на Горюнова, не слишком значительное. Проведя анализ цен оптовых (на Нижнекамском заводе ТАИФ-НК) и розничных (на АЗС таифовского ООО "Карсар"), специалисты Ассоциации обнаружили, что, к примеру, в марте 92-й бензин отпускался с завода по 17,3 рубля в пересчете на литр, а в Казани у "Карсара" продавался по 17,5 рубля. На налоги, платежи по кредитам, транспортировку через всю республику, зарплату персонала, коммунальные платежи, прочие эксплуатационные расходы... остается 20 копеек.
Разумеется, ТАИФ, будучи вертикально-интегрированной компанией, на самом деле не "живет на 20 копеек": он всегда сможет откорректировать доходы за счет предшествующих стадий технологического процесса. Это же теоретически может делать Татнефть (впрочем, не делает). У остальных такого резерва для выживания нет.
- Как известно, ТАИФ поставил перед собой задачу иметь собственную сеть в 200 АЗС, - напоминает Николай Горюнов. - Он перекупает компании (приобрел "Татсол" и "Армаду-нефть"), вынуждает малых предпринимателей продавать ему свои АЗС. В частности, вот такой вот демпинговой гонкой, выдержать которую им, конечно, не под силу.
Впрочем, потребитель "голосует колесами" за недорогой таифовский бензин, признают конкуренты. Но, напоминают они, как только привилегированной компании удастся построить рынок под себя, демпинговые игры сразу же перестанут быть нужными. И тогда уж рост цен не удержит ничто.
Так что кто продавал тот самый "бутер" неделю назад - понятно: частный предприниматель Арслан Мухаметзянов (он использовал бренд "Транснефти" и несуществующий бренд "Роснефть-премиум" - "Роснефть" уже объявила это "пиратством"). Но чьи действия стимулируют к продаже суррогата - это уже останется за пределами уголовного дела, и разобраться в этом, выходит, должна власть. То есть именно те, "кто допустил".
Марина ЮДКЕВИЧ
|