| № 96 (4056) | 04.08.2010 |
Год учителя
Чем успешней ученики - тем выше премия?
C 1 сентября фонд оплаты труда учителей в Татарстане будет увеличен на 16 процентов, а школьные бухгалтерии откажутся от расчетов зарплат по Единой тарифной сетке (ЕТС). Однако ожидать, что и зарплаты всех педагогов вырастут на те самые 16 процентов, не стоит.
Запуск бюджетной реформы в Татарстане планировался еще в сентябре 2008 года, но был отложен сначала на полгода, затем еще на двенадцать кризисных месяцев. Все это время зарплата учителей в республике не индексировалась. И вот к финишу года учителя и старту нового учебного года постановлением правительства РТ было решено перевести на новую систему оплаты труда с 1 сентября учителей школ и педагогов дополнительного образования, а с 1 января 2011 года - работников дошкольных учреждений.
47 регионов в этом вопросе нас уже обогнали. В Санкт-Петербурге, по модели которого строят реформу в нашей республике, бюджетники получают по-новому уже четыре года. Между тем нефтяной Татарстан по уровню учительских зарплат (средняя - 10 тысяч) занимает 4 - 5-е место в Приволжском федеральном округе, уступая и Самаре, и Нижнему Новгороду, и Перми.
Принципиально новый подход от старого отличается одним: он гарантирует лишь базовую часть оплаты с учетом надбавок за стаж, образование и категорию, а вот премиальные, которые теперь именуются стимулирующими выплатами, еще заслужить нужно. Вместе с детьми. Однако сколько рублей или тысяч добавят в копилку педагога сто баллов ученика на ЕГЭ или победа на предметной олимпиаде - пока сказать сложно. Расчетом коэффициентов совместно с федерацией профсоюзов сейчас заняты сотрудники трех министерств - экономики, финансов и образования. Работу надеются завершить за неделю.
- Решительного роста зарплат, который изменит качество жизни, мы не ждем, - комментирует настроения педагогов директор лицея имени Лобачевского при КГУ Елена Скобельцына. - Может, станет меньше уравниловки. И учителя, который может и хочет работать, поднимут на пьедестал...
В минобрнауки надеются, что новые материальные стимулы положительно отразятся на качестве образования. И подчеркивают, что новая зарплата ни в коем случае не будет ниже старой, это прописано в постановлении правительства. Хотя еще два года назад чиновники делали акцент на том, что после отказа от ЕТС зарплата бюджетников будет достойной. Кстати, тогда фонд оплаты труда татарстанских бюджетников предлагалось поднять на те же 16 процентов.
А вот базовая ставка, так называемая точка отсчета, была ниже - всего 3 тысячи рублей. Сейчас ее приравняли к минималке, так что ниже 4330 рублей работники школ, включая уборщиц, получать не будут. Диплом об окончании педучилища гарантирует надбавку в 1,23 процента (по предварительным данным), а диплом о высшем образовании повысит базовый оклад в 1,5 раза. Предусмотрены надбавки за стаж и категорию, проверку тетрадей, классное руководство... И те самые, стимулирующие выплаты.
- По предварительным расчетам, средняя зарплата сельского учителя вырастет на 13 процентов, а городского - на 19, - говорит председатель рескома профсоюза работников образования и науки РТ Юрий Прохоров и объясняет, что у педагогов в районах почасовая учебная нагрузка намного меньше, чем у городских, и даже с сохранением 25-процентной надбавки за работу на селе компенсировать разрыв в доходах не удается...
На рабочем столе профсоюзного лидера - не одна папка с расчетами изменений, которые ждут конкретных учителей. На одном из листов расписана зарплата учителя второй категории с дипломом педучилища и восьмилетним стажем. Раньше при нагрузке в 30 учебных часов ей платили 11,5 тысячи рублей, по новой схеме насчитали на две тысячи больше... Ни одного пересчета со знаком минус, к счастью, не оказалось. Но высчитать единый для всех учителей размер прибавки к зарплате невозможно, она индивидуальна. У кого-то 29 процентов, а у кого-то - 5...
Юрия Прохорова огорчает, что пока разработчикам не удалось продумать меры поддержки молодых специалистов - такие, чтобы учителя без стажа и высокой категории вообще заметили, что это повышение имело место. А заметить должны, иначе уйдут. До конца прошлого учебного года не доработали 750 из 1190 выпускников учебных заведений, получивших направление в школы.
Еще один важный вопрос, который пока не решили разработчики, касается соотношения базовой и стимулирующей части зарплаты. Профсоюзы за то, чтобы сделать "базу" как можно выше. Проблема в том, что при новой системе учителям невыгодно, чтобы все их коллеги по школе работали так же хорошо, а порой и блестяще - придется "размазывать" общий премиальный фонд на всех. С другой стороны, в проблемной школе со слабым педсоставом и трудными детьми не допустить в классе провала по ЕГЭ, а то и подготовить стобалльника - под силу далеко не каждому педагогу. Зато именно у такого "нового" учителя теоретически появляются шансы сорвать премиальный банк школы!..
Ирина ПЛОТНИКОВА
|