| № 103 (4063) | 20.08.2010 |
Смерть часового
Кто стрелял на пороховом заводе?
Вчера в Казанском гарнизонном военном суде стартовал процесс по делу о смерти рядового Александра Бербина. С простреленной головой и автоматом в руках его нашли на территории порохового завода в июне прошлого года. Родные парня считают, что его убили, и хотят добиться эксгумации тела для проведения повторных экспертиз, а следствие уверено: солдат покончил с собой после издевательств и побоев.
На скамье подсудимых - 31-летний прапорщик войсковой части 3730, отец двоих сыновей Анатолий Федотов. Военная прокуратура обвиняет его в превышении должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий. 11 июня 2009 года, накануне Дня России, начальник караула Федотов вместе с караульным Александром Бербиным и еще тремя военнослужащими заступил на боевое дежурство по охране Казанского порохового завода. А ночью 12 июня, согласно обвинительному заключению, "Федотов самовольно покинул караульное помещение и употребил спиртные напитки", затем в 6 часов утра вернулся и "продолжил выполнение боевой задачи в состоянии алкогольного опьянения".
В ходе следствия свидетели сообщили, что прапорщик, издеваясь над рядовым Бербиным и старшим сержантом Каримовым, заставил их "надеть противогазы и выносить мебель из караулки - якобы для тренировки навыков пожаротушения". Впрочем, эпизод с противогазами и мебелью обвинение Федотову не инкриминирует, считая, что "игра в слоников" не повлекла "серьезного нарушения прав и законных интересов".
Сколько мебели перетаскали ребята, в деле тоже не сообщается, но установлено, что спустя некоторое время Саша самовольно снял противогаз и отказался выполнять новый приказ: "Принять упор лежа!". После чего, считает обвинение, Федотов отвел рядового за угол и нанес ему не меньше трех ударов кулаками по лицу, дважды пнул по ноге и, если верить судмедэксперту, не причинил тяжелого вреда здоровью рядового. Родные не верят, считая, что в избиении Саши участвовал не один человек и, если провести эксгумацию, повторное исследование покажет не только ссадины, но и переломы, и синяки. Прокуратура же считает доказанным, что "физические и нравственные страдания привели к развитию временного психического расстройства", и рядовой, который вновь заступил в караул в 10 часов утра, вскоре был найден мертвым.
Вчера подсудимый и его адвокат комментировать свою позицию "ВК" отказались, но в ходе следствия Анатолий Федотов утверждал, что боевое дежурство проходило без происшествий, Бербина он не бил и до самоубийства не доводил. Родственники погибшего солдата военным не верят.
- Я его воспитывала не для того, чтобы какие-то пьяные ублюдки отправили на тот свет, - говорит мать солдата Светлана Бербина. - Он два года в артиллерии отслужил, жениться хотел. Я почему-то думаю, что охранники собирались провернуть какую-то кражу, а мой сын отказался, и поэтому с ним расправились. На 100 процентов уверена, что последняя подпись в журнале о получении оружия - вообще подделка! А без оружия как он мог застрелиться?
Еще в ходе следствия родные солдата обратились за помощью в Казанский правозащитный центр (КПЦ), но добиваться возбуждения уголовного дела пришлось больше пяти месяцев. Дальше, действуя в интересах потерпевших, начальник отдела общественных расследований КПЦ Андрей Сучков не раз заявлял следователю ходатайства о необходимости проведения почерковедческой экспертизы оружейного журнала и биологической экспертизы Сашиной куртки с засохшими следами желтого - предположительно, мозгового - вещества. Если бы это подтвердили эксперты, то можно было бы с уверенностью говорить: тело Бербина перемещали. Ведь нашли его лежащим на склоне головой вниз, а чтобы на куртку натекла мозговая жидкость, он должен был сидеть!
В КПЦ не исключают, что на самом деле парень встретил смерть в караульном помещении, которое к приезду оперативной группы успели тщательно вымыть. Однако следователь проигнорировал не только ходатайства потерпевших, но и решение суда, который признал незаконным его бездействие. В итоге дело ушло в суд по "мягкой" статье о превышении полномочий. И когда вчера в суде потерпевшие заявили те же ходатайства, они вновь получили отказ. По мнению судьи, столь тщательное изучение обстоятельств дела выходит за рамки... предъявленного обвинения.
- При таком подходе установить истину практически не представляется возможным, - комментирует ситуацию начальник отдела общественных расследований КПЦ Андрей Сучков. - Однако нам удалось добиться, чтобы к делу были приобщены фотографии и видео, сделанные при осмотре места происшествия. На них четко видно, что автомат стоит на предохранителе - значит, он успел побывать в чужих руках! А еще видно, что часть заграждения из колючей проволоки отсутствует, то есть кто угодно мог проникнуть на территорию и совершить нападение на Бербина. И наконец, на цифровых фото при увеличении видно, что изображения якобы двух гильз, найденных на месте происшествия, на самом деле являются снимками одной и той же гильзы в разных ракурсах. А где же вторая? Ведь пулевых отверстий в голове солдата два...
Кажется странным, что нескольких ключевых свидетелей, уже уволенных с военной службы, сотрудники суда и прокуратуры даже не известили о начале процесса. Следующее заседание намечено на 26 августа.
Ирина ПЛОТНИКОВА
|