| № 121 (4081) | 05.10.2010 |
На контрасте
В процессе реставрации дом Оконишникова окружат новостройкой
Со дня на день должны начаться строительные работы в здании Союза писателей Татарстана на улице Муштари, 14. Об этом корреспонденту "ВК" сообщил председатель Союза писателей Илфак Ибрагимов. Проект реконструкции бывшего дома купца Оконишникова - памятника истории республиканского значения - утвержден Градостроительным советом.
Здание за все время работы в нем Союза писателей не видело капитального ремонта. А теперь с ним торопятся, хотят успеть все сделать меньше чем за год, чтобы "во всеоружии" встретить юбилей Габдуллы Тукая. И это, похоже, получится: руководитель Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Игорь Нестеренко на вопрос корреспондента "ВК" о сроках завершения реставрации практически не колебался: "К следующему году". А вот со стоимостью работ, по его словам, такой ясности нет.
В пределах 150 миллионов рублей обойдется полная реконструкция всего комплекса. Однако, возможно, дело ограничится лишь первоочередными работами - будет проведена, как сказал Нестеренко, такая щадящая реставрация. А в этом случае стоимость работ может сократиться примерно на треть.
Игорь Нестеренко подтвердил, что реставрировать дом Оконишникова будут исключительно за счет средств инвесторов. Напомним, в июне кабмин исключил его из "Перечня не подлежащих приватизации памятников истории и культуры". И инвестор, которого ни Нестеренко, ни Ибрагимов и никто другой пока прямо не называют, уже найден. И памятник если не де-юре, то де-факто уже можно считать собственностью специально созданного по этому случаю ОАО "Дом Оконишникова".
Вложит ли инвестор в реконструкцию все 150 миллионов или профинансирует лишь "щадящую реставрацию", пока неясно. Зато известно, что он в любом случае получит взамен. По словам Игоря Нестеренко, на прилегающей к дому Оконишникова территории будет построен жилой комплекс с книжным магазином на цокольном этаже, состоящий из двух частей, расположенных уступом. Первая, выходящая на красную линию улицы Муштари, предполагается высотой в 4 - 5 этажей, вторая, заходящая за исторический объект, - в 5 - 7 этажей. Архитектура комплекса предполагается современной, без стилизации под старину. Все будет строиться, как выразился Нестеренко, "на контрасте с историческим памятником". Какую территорию займет "контрастное" сооружение, он точно не сообщил, но заверил, что под многоэтажный дом отведен участок, на котором стояли деревянные здания, которые так или иначе пришлось бы снести, ведь они не раз уже горели...
А еще руководитель Управления госконтроля охраны и использования памятников заверил, что при реставрации в любом случае будут сохранены все архитектурные элементы - еще недавно широко распространенные в старой части Казани, а теперь ставшие большой редкостью, отлично сохранившиеся решетки чебаксинской ковки и лепнина. Он исключил вероятность того, что подлинные решетки и другие украшения здания будут утрачены, а после реставрации на их месте появятся не имеющие исторической и художественной ценности копии:
- Возможно разве только, что какие-то элементы лепнины, которые уже серьезно разрушены, придется возобновлять.
...Мы побывали с фотокорреспондентом на улице Муштари и убедились, что первые шаги, правда, не к реставрации дома Оконишникова, а к строительству жилого комплекса рядом с ним уже сделаны. Стоявший рядом с памятником истории старый деревянный флигель и задний пристрой к дому Оконишникова уже снесены, место будущей застройки с улицы огорожено забором. А с другой стороны, как выяснилось, к старинному зданию почти вплотную подступает неизвестно когда успевшая вырасти многоэтажка. Парк, когда-то окружавший купеческий дом, давно съежился до крохотного клочка земли, на котором чудом уцелели три неохватных дуба да чаша старинного фонтана. А вот ограда и решетки, украшающие дом Союза писателей, которые больше столетия назад выковали чебаксинские мастера, сохранились почти во всем первозданном великолепии, не то что лепнина на фасаде дома. Но масштабную стройку собираются развернуть на крошечном участке, так что одного неверного движения экскаватора, бульдозера или грузовика хватит, чтобы это бесценное черное металлическое кружево превратилось в груду искореженного металлолома.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Инна СЕРОВА
|