| № 122 (4082) | 06.10.2010 |
Расследование "ВК"
Куда исчезло 17,8 тонны золота? (4)
"Вечерняя Казань" продолжает поиски следов части золотого запаса царской России, пропавшей в Казани в августе 1918 года. С апреля по сентябрь 2010 года цена исчезнувших 17,8 тонны золота поднялась на лондонской бирже с $660 млн до $720 млн.
Начало в №118, 119, 121.
Первая баржа с золотом
Поскольку неудобного свидетеля в банке не было, для управляющего Марьина все шло как по маслу. 12 августа к казанской пристани причалила баржа "Марс", которой предстояло стать первым транспортом по перевозке золота.
Погрузка ценностей шла четко по тому плану эвакуации городскими трамваями, который разработали в банке Марьин вместе с комиссарами в первых числах августа. За неделю власть сменилась, но порядок действий сохранился.
"Не довольствуясь одним руководством эвакуацией, он входил во все мелочи работ по эвакуации, постоянно подгоняя и понуждая служащих банка к возможно более энергичной и продуктивной работе. Для этого он неоднократно прибегал к угрозам прибегнуть к помощи военных властей, угрожая гауптвахтой, арестами и даже расстрелом", - констатировали комиссары в сентябре 1918 года.
На самом деле процедура погрузки была следующей. В банк был прислан специальный отряд чехословацких легионеров. Его командиры постоянно находились в кабинете управляющего и следили за ним. Рядовые контролировали работу грузчиков-татар с казанских пристаней и младших служащих банка (сторожей, счетчиков, охранников), также участвовавших в эвакуации.
Для облегчения выгрузки легионеры проломили стену кладовой, смежную с нижним залом банка и имевшую выход в верхнюю кладовую. Отпуском из кладовых руководили контролеры Гусев и Доброхотов. По пути до вагонов трамвая были расставлены служащие, которые вели счет ящиков, мешков и сумок. Другие служащие сопровождали трамвайные вагоны на пристань, снабженные документами с указанием количества груза. Они обязаны были привозить расписку приемщика на пароходе. Когда заканчивалась погрузка парохода, старшему из командируемых вручалась сопроводительная бумага на имя самарской конторы Госбанка. На пароходе охрана состояла из внутреннего караула, который запирался в трюм на все время перехода, и наружного, с часовым у каждого люка; люки запломбировывались банковскими служащими, трюмы освещались.
Кроме того, при каждой отправке составлялись акты. Казалось бы, внешне все идет так же, как и при получении золотого груза. Но это была иллюзия.
"Товарищ (заместитель. - В.К.) управляющего военным ведомством Комуча" Владимир Лебедев 13 августа направил в банк Марьину "Предписание", которое гласило: "По техническим условиям можно погрузить не свыше 3000 пудов (48 тонн. - В.К.)". Но, судя по документам, фактически было загружено 15864,08 кг золотых монет. Почему? Да и о странных сопроводительных документах к этому пароходу мы еще поговорим. А пока отметим, что золото вывозили из Казани на пяти пароходах. Ко всем им в Казани сохранились сопроводительные документы, кроме первого. Странно.
Чтобы разобраться в этих нестыковках, придется познакомиться с подробностями того рейса. Экспедитором в первую командировку Марьин назначил помощника бухгалтера 2-го разряда Вячеслава Лепешинского, которому вместе со счетчиком Мироновым выдал на путевые издержки 2500 рублей. Лепешинский ехать отказался. Свидетелем разговора в кабинете управляющего стал присутствующий Лебедев.
"Слыша наш разговор, Лебедев спросил у управляющего, тот ли это запасной офицер, о котором они говорили, - вспоминал Лепешинский (Марьин просил новые власти не призывать из банка в "народную армию" служащих - офицеров запаса, поскольку для эвакуации золота работа сотрудников становилась стратегически важной. - В.К.). - Получив подтверждение, спросил мою фамилию и, вырвав из блокнота листок, написал на нем приблизительно следующее: "Чиновнику Госбанка офицеру запаса (подпоручику артиллерии в запасе. - В.К.) Лепешинскому. Приказываю Вам немедленно принять эшелон золота для сопровождения в Самарский Госбанк. Настоящее распоряжение отдается в порядке военного приказа. Военный министр Комуча Лебедев (дата)".
Я подписался и просил разрешения съездить домой за вещами. Лебедев отказал и приказал получить дорожные вещи через посыльного".
Помощник бухгалтера под конвоем был доставлен на пароход, обследовал надежность запоров и иллюминаторов и стал дожидаться счетчика Миронова на "золотых" трамваях. Но электротранспорт все не шел. Оказалось, что в Адмиралтейской слободе вагон, в котором следовал Миронов, обстреляли из пушки красные, и трамвай ретировался в банк.
Пришлось администрации банка 13 августа 1918 года командовать перегрузкой ценностей на автомобиль, а чешские военные под покровом темноты вечером того же дня погнали людей другой дорогой обратно к пристаням.
Кроме обстрела случилась еще одна неприятность: когда грузчики разгружали трамвайный вагон №106, из мешка выпала золотая пятирублевая монета. По банковским правилам был составлен акт, вскрыт мешок, проверена сохранность четырех солдатских вещмешков внутри большого продырявившегося мешка. На все это требовались дополнительные время и нервы.
Лепешинский сопоставил количество принятых на борт мешков с числом, указанным в накладной, и обнаружил огромную недостачу. "Я просил командование доставить меня в банк, чтобы получить в накладной исправление. Под охраной на автомобиле я был доставлен в банк, где началась обратная разгрузка золота из возвратившихся вагонов, по сверке принятого мною золота и возвращенного в накладной было сделано исправление, и я был доставлен на пароход", - вспоминал банковский служащий.
В конце концов, судя по документам, на борт баржи "Марс" удалось погрузить и отправить в Самару из планировавшихся 1917 мешков с золотой монетой всего лишь часть от этой суммы. Но какую?
23 августа, задним числом, были составлены два варианта итогового документа. По одному выходило, что груз был упакован в 683 мешка, по другому - внутри этих больших мешков было еще 643 вещевых солдатских мешка с монетой. В первом случае акт говорит о том, что пароход отправился 12 августа, в другом варианте - 13-го. Почему спустя десять дней в таком серьезном учреждении, как банк, цифры и даты тасуются в документах, как карточная колода?
К этому вопросу мы еще вернемся в следующих частях расследования.
Странно также, что сразу после первого транспорта под погрузку встал пароход "Латник", в то время как первый на две трети был пуст.
"С рассветом пароход отошел на несколько верст вниз и приткнулся у левого берега, - вспоминал Лепешинский. - Часов около 10 утра пароход поднялся к пристаням и, не подходя к ним, принял на борт с правого катера один или два тюка с бумажными деньгами, доставленными из Госбанка. После этого пароход вновь спустился к месту... стоянки. С наступлением темноты пароход с потушенными огнями ушел вниз по Волге, миновал Симбирск, прибыл ночью в Самару. Какая воинская часть несла караул у золота в пути - не знаю. Один часовой ходил по среднему настилу трюма между мешков с золотом, сложенных рядами по обе стороны трюма; второй часовой стоял на палубе у открытого трапа в трюме, трюм был освещен.
В Самаре прибывший караул был смещен караулом от чешской части. Утром по прибытии в Самару я явился в контору Госбанка и представил документы на прибывшие ценности".
Валерий КУРНОСОВ.
(Продолжение.)
|