| № 138-139 (4098-4099) | 12.11.2010 |
Среда обитания
Так все же сядем на мель или утонем?
Штормовое предупреждение распространило Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по РТ в понедельник. Уровень воды в Куйбышевском водохранилище, неуклонно снижаясь, приблизился в понедельник к отметке "опасное явление". От критического рубежа в 49 метров уровень воды отделяло всего 5 см. Если до будущей среды вода в водохранилище будет держаться на той же отметке, судоходство на нашем участке Волги будет закрыто полностью.
Какие бедствия ждут Татарстан?
Уровень воды в водохранилище - это что-то вроде отметки на градуснике, которая показывает самочувствие великой некогда реки и окружающей ее среды. Похоже, в будущем волжанам придется жить, сверяясь с такими цифрами: если уровень воды опустится ниже 52 метров, то Татарстан лишится заповедников. Полностью будут утрачены Свияжский, Спасский и частично - Сараловский. На отметке в 50 исчезнет рыба на тетеевском и мешинском участках реки и возле Рыбной Слободы. Ожидается разрыв нефте- и газопроводов, обрушение мостов, разрушение берегов. Поля будут превращаться в овраги, появятся случаи отравления смесями тяжелых металлов, которые с оголившегося дна будут разметать ветра. Такие прогнозы обнародовали ученые, которых на днях пригласили в кабмин для встречи с журналистами.
Выступления ученых подытожил чиновник - замруководителя Нижневолжского бассейнового водного управления по РТ Ильгам Шаяхметов, который заявил, что до 1 января 2011 года уровень воды будет держаться на отметке 49 метров 11 сантиметров, потому что так решила МОК - межведомственная оперативная комиссия из Москвы, организация, которая и вершит судьбы злосчастной реки. "49 - это не опасная отметка. По нормативам, ГЭС могут работать и на уровне в 46", - озвучил он позицию своего ведомства.
Но от себя Шаяхметов все же добавил, что вода тогда уж точно станет на вес золота. Слишком дорого будет обходиться ее добыча: придется включать электрические вакуумные насосы, использовать много реагентов для ее очистки. Если, конечно, будет что очищать. В среднем два метра - такую цифру называли участники брифинга в кабмине, описывая глубину большинства водоемов республики. Стало быть, если с нынешних 49 опустить уровень воды до допустимых, с точки зрения чиновников, 46 метров, то тут уж мы и впрямь окажемся на самом что ни на есть дне.
Надо меньше пить
"Молодцы лениногорцы: они давно перешли на родниковую воду! И остальным пора переходить на артезианские источники", - призывал с трибуны кабмина Ильгам Шаяхметов.
- Между прочим, это обошлось бы дешевле, чем очищать волжскую, - сказал корреспонденту "ВК" заместитель гендиректора по гидрологии ГУП "НПО Геоцентр РТ" Станислав Поляков, - да только заниматься этим никто не хочет.
"Никто" - это значит чиновники. Поэтому нам, простым людям, придется пить то, что мы еще называем речной водой, а ученые давно считают загрязненной жидкостью, непригодной даже для разбавления нормативно очищенных сточных вод, потому что в Волгу сбрасывается в четыре раза больше отходов, чем в любую другую реку России. И если 30 лет многоводье худо-бедно маскировало эту проблему, то теперь оно закончилось, и с 2010 года начинается десятилетие засухи, о чем еще в 2005 году предупреждал Государственный институт прикладной геологии Росводресурсов. "Это значит, что пришло время немедленно останавливать предприятия", - считает завлабораторией гидрологии Института проблем экологии и недропользования РТ Асия Горшкова.
- Потому что только бульон чем гуще, тем полезнее, - подчеркнул в разговоре с корреспондентом "ВК" начальник Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по РТ Сергей Захаров, - а представьте маленькое количество воды, в которое все время поступают сбросы!
В свое время испанцы за 30 лет очистили свои реки. Для этого они просто приравняли сумму штрафа за загрязнение воды к стоимости строительства современных очистных. В этом году Управление по гидрометеорологии, по словам Захарова, предложило провести хотя бы ревизию очистных, ввести контроль за качеством воды, которая поступает от соседних республик: загрязнил - заплати, однако минэкологии проект пока отклонило.
Куда ушла вода?
- Мы стали частью глобального процесса потепления, - пытался объяснить на брифинге в кабмине причины обмеления профессор КГУ Юрий Переведенцев. - Лето становится все более знойным, причем в Татарстане температура повышается быстрее, чем в целом по России. А зимой выпадает меньше осадков.
"Это значит, что объемы водохранилища будут и впредь неуклонно снижаться?" - почему-то с надеждой спросила его Венера Латыпова, председатель Научного совета по проблемам экологии при президиуме АН РТ, которой поручили вести брифинг. Но профессор мягко уклонился от ответа. Еще бы: ведь если открыть ту дверь, к которой своим вопросом приблизилась госпожа Латыпова, то из-за нее могут посыпаться вопросы, грозящие остаться без ответа.
Например, если изменения климата всерьез и надолго, то значит, восемь ГЭС, расставленные по Волге от Твери до Волгограда, должны остановиться. Ведь многие ученые дают волжским ГЭС не больше 20 лет жизни. Так зачем же тогда экологи требуют повысить уровень Куйбышевского водохранилища до 50 метров, словно хотят продлить агонию умирающего? Зачем чиновники сообщают, что отныне в состав всемогущей МОК включат трех представителей от Татарстана, а с 2011 по 2013 годы пересмотрят правила эксплуатации некоторых электростанций, например Заинской ГРЭС. Разве уже не поздно? Не проще ли взять и разобрать все волжские ГЭС, как предлагают радикальные "зеленые", и начать искать альтернативные источники энергии? Или... вода в Волге все-таки есть? С этим вопросом корреспондент "ВК" обратилась к разным специалистам.
- Да, вода есть, а проблем с энергией нет и никогда не будет, - уверенно заявил Ильгам Шаяхметов.
- И подземное питание этой реки не изменилось, - добавил Станислав Поляков.
- И Казанка не обмелела, - огорошила Асия Горшкова.
Вот те раз! Давайте все сначала...
Казанка не мелеет, а по руслу Волги текут финансовые потоки
- За последние 40 лет водоносность Казанки увеличилась на треть, - объясняет Асия Горшкова. - Это происходит потому, что арктические льды тают, по глубинным слоям доставляя воду нам, и речки, потерявшие русла с появлением Куйбышевского водохранилища, ищут новые дороги. В результате у Казанки в последнее время появилось 100 новых притоков. Так Казанка и создает неустойчивость, зыбкость грунта в этом районе, что надо учитывать при строительстве.
Что же касается воды, которая протекает возле Кремля, - это, выражаясь по-научному, и не Казанка вовсе, а рукав водохранилища, часть Волги. А Волги, по мнению некоторых ученых, нет уже 55 лет. С тех пор как на ней появился каскад ГЭС - своеобразная лесенка из ступенек-ванн. Верхняя находится в районе Твери, нижняя - в Волгограде. С появлением этой "лестницы" Волга действительно стала течь издалека и долго, говорят ученые: свободная, она тратила на путь к Каспию всего 45 дней, а теперь - полтора года. Все бы ничего, только застойная вода теряет способность к самовосстановлению, а проще говоря, к жизни. Да и проблемы судоходства, которые издревле существовали на Волге, как выяснилось, ГЭС не решают. Главным их предназначением, несмотря на возражения энергетиков, все-таки остается производство энергии. Ее получают, когда из наполненных "ванн" воду сливают на турбины. Сами эти "ванны", то есть гидросооружения, принадлежат государству. А энергия, которую они дают, - РАО "ЕЭС России".
Интернет переполнен упреками в адрес этой организации, что, мол, она получает сверхприбыли, а восстановление экологии в себестоимость воды не включает. Астраханские власти жалуются, что однажды в интересах энергетиков воду сбросили зимой. Она затопила норы, в которых зимовали животные, но привлекла рыбу. Только вот когда воду спустили, лед всю эту рыбу придавил. Ледоход же уничтожил растения, а на весну воды не осталось, и летом снова была засуха. РАО на все обвинения отвечает, что исправно платит налоги и не виновато, что у государства нет денег на экологию и реконструкцию гидросооружений, многие из которых настоящие долгожители, были построены еще в первой половине ХХ века, износились на 70%. Между прочим, вдоль дамбы в Казани можно увидеть поросшие бурьяном овраги. Это то, что осталось от гидрозащиты города - канав, которые должны заполнятся водой, если город вдруг затопит. Насосы, которые в экстремальной ситуации должны откачивать паводковую воду, тоже не работают.
Народ просят на выход
В Интернете появился сценарий детского спектакля "Есть выход!" на злобу дня. Малыши выходят на сцену с изображениями солнечных батарей, ветряных мельниц и космических электростанций, которые заменяют ГЭС, АЭС и ТЭС. В реальности государство пока обсуждает только один сценарий: поднять или нет уровень Чебоксарской и Нижнекамской ГЭС. Тот и другой проекты подразумевают затопление земель. В случае с Чебоксарской придется переселять жителей 119 городов, деревень и поселков.
В "Оценочном докладе об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации" нет сведений о том, как строительство Куйбышевского водохранилища, кстати, самого большого в мире, повлияло на климат в нашей республике. Зато ученые говорят, что количество осадков в Поволжье в летний период с 1976-го по 2006 год постоянно снижается. Вместе с ним якобы понижается и уровень грунтовых вод, почва и воздух становятся более сухими, поэтому неоткуда взяться осадкам. В результате столбики термометров огорчают жарой татарстанцев. Проанализировав тенденции, ученые уверенно называют только одного спасителя - лес. Пока только деревья способны задерживать влагу и выделять в атмосферу сотни триллионов тонн влаги в год. Татарстан относится к самым малолесным регионам России. Вероятно, потому и стал лидером по скорости повышения температуры.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айгуль ШАРАФИЕВА
|