| № 142 (4102) | 23.11.2010 |
Среда обитания
Крысы проверяющим теперь не по зубам
Казань становится все комфортнее для... крыс. И дело не только в мусоре, не вывозимом, куда его ни кинь. Исключительно помогла росту благосостояния грызунов мера по поддержке предпринимательства: бизнесменам разрешили травить крыс без лицензий, а управляющим компаниям - заключать с ними договоры.
Историческую часть Милана заполонили крысы, сообщили недавно СМИ. Судя по звонкам наших читателей, Казань в этом смысле догоняет мировые стандарты, и отнюдь не крысиным шагом. "В метро, на станции "Кремлевская", около банкомата лежит дохлая крыса", - сообщила читательница "ВК". "Около Чеховского рынка, в скверике, где мы гуляем с ребенком, крысы ходят, никого не боясь. А около помойки мой сын видел двух крыс. Они смотрели на него, и хвосты у них были красные", - рассказала другая.
- Нам тоже часто звонят горожане, - говорит завотделом городской станции дезинфекции Евгения Шарапова, - жалуются, что видели крысу или мышь. Спрашивают, когда наведем порядок. Но мы-то им помочь не можем. У нас и яды, и специалисты есть, а договоров на оказание услуг всем - нет. Это раньше выходил "карар" - постановление мэрии о сплошной дератизации, и мы очищали от грызунов и дома, и магазины, и парки, и скверы, и даже кладбища. А теперь даже больницы дератизируем не мы. И школы, и детсады...
- А кто же тогда?
- Какие-то фирмы. Уж лет пять так.
Часть нашей квартплаты стала уходить на счета фирм по дезинфекции, с тех пор как в стране стало необязательным лицензирование некоторых видов деятельности. Например, дезинфекции. Теперь каждый, кому удалось договориться с управляющей компанией, может купить яд и расставлять его по подвалам. Прибыль с дезинфекции одного квадратного метра, на первый взгляд, небольшая, но если умножить ее на площадь супермаркета, микрорайона или даже всего города, то бизнес получается доходный. А если представить, что фирма "забыла" положить яд, а управляющая компания этого как бы не заметила - и супердоходный.
Между тем крыса - это грызун, который должен грызть что-нибудь постоянно. Для нее даже двухдневный пост равносилен смерти. Поэтому она ест доски, уничтожает электроизоляцию, прогрызает канализационные коллекторы и даже бетон. Потравить этого грызуна - дело непростое. Ловушкам и химии, расставленным человеком, он противопоставляет интеллект. Например, попробовать приманку, как правило, крысы отправляют разведчика. Если тот погибнет, остальные ни за что не притронутся к отраве. А если все-таки наглотаются яда, то бегут на улицу, отпиваются водой или ищут траву, которая нейтрализует токсины.
- Чтобы травить грызунов, нужно знать их повадки, пристрастия. Нужно, наконец, профессионально разбираться в ядах. Мы, например, по научно выверенным методикам работаем только с теми ядами, которые утверждены Московским НИИ дезинфектологии и безопасны для человека, - так настойчиво подчеркнула Евгения Шарапова, что я тут же переспросила:
- А с чем работают фирмы?
- Не знаю, - ответила специалист станции дезинфекции. Оказалось, что эту тайну не знают и в Роспотребназдоре. Вообще, борцы с грызунами, оказывается, не по зубам проверяющим. Государственному органу можно проверять лишь следы их деятельности, раз в три года осматривая территорию, вверенную заботам управляющей компании. И то с условием: сначала предупредить о своем визите трижды - за год, за три месяца и за три дня.
- Бывало, что перед самой проверкой управляющие компании с проворством крысы меняли название, - говорит заместитель начальника Роспотребнадзора Алмаз Исмагилов. - И на бумаге становились совершенно новой организацией, которую мы тоже не можем проверить, пока не предупредим, что придем, - за год, за три месяца и за три дня.
Кому проводить санитарную очистку города - в состязании за эту работу формально побеждает тот, кто предложит более низкую цену. Если управляющая компания добросовестная, то она, конечно, потребует, чтобы работы провели не только задешево, но и качественно. А если нет? Фирмы и управляющие компании сэкономят на яде, его количестве и на обрабатываемой площади. Бизнесмены останутся при деньгах, а жильцы - один на один с крысами. Кстати, по данным эпидслужб Москвы, на одного москвича сейчас приходится 40 крыс. Данных по Казани нет.
Рис. caricatura.ru.
Айгуль ШАРАФИЕВА
|