СМИ громко объявили о новом повышении пенсий. `Врешь, не уйдешь! - ...



Социальные проблемы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 39-40 (3999-4000)02.04.2010
Кто последний?
Как народные массы штурмуют кассы

В эпоху всеобщего дефицита, помнится, ходил анекдот: "Что это такое: много голов, хвост длинный, глаза горят, яйца маленькие и грязные? Это очередь за куриными яйцами по 90 копеек!". У нас уже давно рыночная экономика, прилавки ломятся от товаров, и магазинов много, но очередь по-прежнему жива. Горожане тратят время и нервы возле касс.

Понятно, что казанцев волнуют не только очереди, но, что еще важнее, качество продуктов питания, их безопасность, а еще доходящее до хамства нежелание работников торговли исполнять законные требования покупателей, недовольных обслуживанием. Но разговор о торговле начнем, как говорится, с самого заметного - с очередей.

На днях заглянула в магазин эконом-класса "Пятерочка+", что на улице Декабристов. Было около 17 часов, большинство покупателей тоже пришли сюда после работы. Толчеи в просторном торговом зале не было, однако у двух касс выстроились очереди. Я уже приготовилась расплатиться за покупку, как молоденькая кассирша отчеканила: "Идите в ту кассу!". При этом, даже не удосужившись объяснить, по какой такой причине уходит с рабочего места. Мне и тем, кто стоял за мной, пришлось выстоять еще одну очередь.

Директор магазина, к которой я, уже как корреспондент "ВК", обратилась с вопросом, почему в час пик работает только одна касса, молча направилась в кассовую зону. "Я ходила ленту для аппарата менять", - начала оправдываться перед ней кассирша, успевшая вернуться на свое рабочее место. Разбираться в том, как часто кассирам приходится менять ленту, я не стала. Но о том, что к покупателям все же надо относиться с уважением, не гонять их из одной очереди в другую, напомнила директору.

- У нас текучка, зарплата у кассиров не очень большая - не выше шести тысяч рублей. Молодежь хочет больше получать, - объяснила директор.

А заметив, что я записываю разговор на диктофон, пришла в негодование: "Покажите свое удостоверение! На каком основании берете интервью? Зачем вы это делаете? Я ей сделаю дополнительное замечание, а вам приношу свои извинения". Кстати, директор долго разглядывала мое удостоверение, а вот сама не представилась.

Между тем магазинов под вывеской "Пятерочка+", где, похоже, экономят на кассирах, в республике уже 26. А будет еще больше, так как управляющая компания этой розничной сетью - ООО "Агроторг" ("дочка" крупного федерального ритейлера Х5) не собирается останавливаться на достигнутом.

Еще больше у нас магазинов "Пятерочка", кстати, тоже эконом-класса, которые находятся в управлении ООО "Ак Барс Торг", созданного многопрофильным холдингом "Ак Барс". Если в прежние годы лидером розничной торговли в Казани была сеть магазинов "Эдельвейс", то теперь ее место старается занять "Пятерочка". Покупателей, с которыми я беседовала, устраивают цены на продукты и промтовары в "Пятерочке", но им хотелось бы, чтобы касс было побольше. Вот и в "Пятерочке" на улице Академика Губкина, к примеру, по вечерам и в выходные дни возле касс толчея.

...В супермаркете "Эдельвейс" на Черноморской в тот день, когда я заглянула туда, работали все кассы.

- У нас и продавцы, и кассиры получают достойную зарплату и держатся за свое место, - заверила меня директор Чулпан Сагдиева. - Конкуренция большая, рядом "Магнит", недалеко другой продмаг. Ну а когда очереди, сама сажусь за кассу. Не хочется, чтобы наши постоянные покупатели уходили от нас.

Борются, похоже, с очередями и в супермаркетах "Бахетле". В магазине на улице Павлюхина очередей я не увидела, хотя несколько касс было закрыто.

- Мы регулируем поток покупателей, - объяснила администратор магазина Ильсия Сабирова. - В будни из 16 касс работают 10 - 11, по пятницам и субботам - 12 - 13, а в предпраздничные и праздничные дни - все. А причина очередей, как правило, неграмотный менеджмент.

В супермаркете "Карусель" (бывший "Перекресток"), расположенном на бойком месте - рядом с остановкой общественного транспорта "Ул. Адоратского", когда ни зайди, народу полно. Покупатели толпятся у торговых рядов, где продаются промтовары и продукты по акции - со скидками. В позапрошлую субботу на подходе к кассам в одиннадцатом часу вечера мне пришлось притормозить - пробка. Очередь как минимум минут на двадцать. А в минувшее воскресенье в восемь вечера почти половина касс были закрыты.

"Почему в час пик не все кассы работают?" - спрашиваю администратора. В ответ услышала, что кассиры работают строго по графику - с 9 часов утра до 9 вечера, а также с 10 утра до 10 вечера и с 12 дня до 12 ночи.

- Но в позднее время - с 10 часов вечера до 12 ночи из двадцати шести касс работают только три, - уточнила администратор.

- Почему?

- А потому что кассиры не могут трудиться по двенадцать часов.

Мой интерес показался администратору, видимо, слишком назойливым, и она стала вырывать диктофон из моих рук и звать на помощь службу безопасности. Диктофон вырвать не удалось, а служба безопасности не подоспела. И я ушла из магазина. Ну тому, что супермаркет экономит на кассирах в ночное время, удивляться нечего. По трудовому законодательству за ночную работу должны платить на 50 процентов больше. А еще юристы говорят, что, закрывая кассы во время ажиотажа, руководство магазинов не нарушает закон, ведь новых нормативов пропускной способности касс нет, а действующие в советские времена давно устарели.

И все-таки касса - это ключевое звено магазина. Здесь непосредственно происходит контакт покупателя и ритейлера, так называемое психологическое общение. И в соответствии с тем, как обслуживают покупателя - стоял ли он в очереди, мог ли заплатить по карте, не обсчитали ли его, формируется его отношение к торговой сети.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Валентина ПАХОМОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Социальные проблемы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 43 (4003) [09.04.2010]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 39-40 (3999-4000) [02.04.2010]
(NEWSru.com)
Как народные массы штурмуют кассы
Валентина ПАХОМОВА

№ 37 (3997) [30.03.2010]
Валентина ПАХОМОВА

№ 36 (3996) [26.03.2010]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 35 (3995) [24.03.2010]
Айсылу КАДЫРОВА
Анна АЛТЫНОВА

№ 34 (3994) [23.03.2010]
 

№ 32-33 (3992-3993) [19.03.2010]
Инна СЕРОВА

№ 30 (3990) [16.03.2010]
Инна СЕРОВА

№ 28 (3988) [10.03.2010]
Инна СЕРОВА
Инна СЕРОВА
Луиза ИГНАТЬЕВА
 

№ 26-27 (3986-3987) [05.03.2010]
Инна СЕРОВА

№ 25 (3985) [03.03.2010]
Валентина ПАХОМОВА

№ 24 (3984) [02.03.2010]
Валентина ПАХОМОВА

№ 23 (3983) [26.02.2010]
Валентина ПАХОМОВА
Анна АЛТЫНОВА
Инна СЕРОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет