- Алло, это полиция?
- Нет, это милиция!
- Хорошо, тогда
я попозже перезвоню...



Социальные проблемы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 137 (4097)10.11.2010
Эксперимент
Цель "визита" - научить жить

Новое применение почти забытому церемонному слову "визит" нашли в соцзащите. Сотрудники этого ведомства приходят с визитом в семьи, где растут дети-инвалиды. Но они не в гости ходят - учат родителей правильно обращаться с их особенными детьми. В этом суть экспериментального проекта "Программа активного включения детей-инвалидов и их семей в социальную жизнь по месту жительства в целях улучшения качества и профилактики инвалидного стиля жизни".

Проект реализуется Республиканским центром социально-психологической помощи населению "Зеркало" на средства гранта Фонда защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Супервизор проекта, руководитель отдела социально-психологической диагностики центра "Зеркало" Ирина Чедарова, объяснила корреспонденту "ВК", что специалисты, работающие в рамках проекта, ни в коем случае не подменяют членов семьи в уходе за больным ребенком - в их задачи входит только работа с его родными. Они подсказывают, чему можно научить ребенка, страдающего, к примеру, тяжелой формой ДЦП, гидроцефалии, эпилепсии, и как это сделать.

Сотрудники реабилитационных центров - координаторы - с прошлого года регулярно учат родителей, дедушек и бабушек, как сделать детей-инвалидов более самостоятельными. Под самостоятельностью понимается разное: для одних это умение передвигаться по дому без посторонней помощи, для других - пользоваться ложкой... Главный плюс проекта состоит в том, что семьям за помощь специалистов платить не нужно. А минус - в том, что не все семьи готовы принять такую помощь.

- Нам не всегда бывают рады, - говорит супервизор проекта в Лаишевском районе, заведующая отделением социальной адаптации районного детского реабилитационного центра Алсу Волкова. - Во-первых, не все хотят пускать посторонних в свою жизнь. Во-вторых, не все понимают, в чем состоит наша помощь. Бывает, мама заявляет координатору: "Вы посидите с ребенком, а я по делам сбегаю". Понятно, она и так задергана, загружена сверх меры. Но наша-то задача - не ребенка учить, как ложку держать, а маму или кого-то еще из домашних научить, как учить этому ребенка. Мама должна стать его тренером. Это непросто, не все ведь понимают, что, облегчая задачу себе, они лишают ребенка возможности реабилитироваться, а иногда даже вредят ему. Например, у нас в районе в одной семье у ребенка были проблемы с пищеварением. Оказалось, по незнанию пищу ему перемалывали в блендере, и при этом он постоянно лежал. По нашей подсказке проблема была решена: родители стали давать сыну грубую пищу, помещать его, чтобы кишечник работал, в собственноручно изготовленный из подручных средств вертикализатор - устройство, в котором инвалид фиксируется в вертикальном положении, и проблема решилась.

Но есть и неразрешимые проблемы. Например, самые тяжелые дети-инвалиды зачастую растут в социально неблагополучных семьях, а из пьющих родителей какие же тренеры? На эти семьи экспериментальная программа, увы, не рассчитана. Ирина Чедарова высказала надежду, что ее скоро распространят на дома-интернаты для детей-инвалидов - там тренерами станут нянечки, воспитатели, медсестры.

Пока этот проект работает в 14 районах республики. В трех, в том числе Лаишевском, "визитеры" уже год посещают 14 семей. В остальных районах работа лишь начинается. Если по итогам 2011 года будет сделан вывод, что эксперимент удался, то его распространят на всю республику - уже за счет бюджета, а не гранта.

У адептов проекта есть веский довод в его пользу. По словам Чедаровой, официальная статистика насчитала в республике около тысячи детей-инвалидов, которые, находясь в четырех стенах без реабилитации, не получают образования. А "визитеры" за полтора года всего в нескольких районах выявили еще двести! Так что ходить по домам надо хотя бы для того, чтобы знать, сколько на самом деле у нас таких инвалидов.

В идеале реабилитация ребенка-инвалида не должна замыкаться на решении проблемы самообслуживания, а включать выезды на концерты, в реабилитационный центр, в больницу... да в баню, наконец. Супервизоры должны подключать к решению проблем семьи, где растет ребенок-инвалид, чиновников, которые обязаны обеспечить его, например, транспортом для поездки. И в райцентрах это, по словам Чедаровой, происходит уже сейчас. В Казани же дело буксует, поскольку здесь надо договариваться с куда большим количеством чиновников.

Инна СЕРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Социальные проблемы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 146 (4106) [30.11.2010]
Анна АЛТЫНОВА

№ 144-145 (4104-4105) [26.11.2010]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 143 (4103) [24.11.2010]
Валентина ПАХОМОВА
 

№ 142 (4102) [23.11.2010]
 
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 141 (4101) [19.11.2010]
 
 

№ 140 (4100) [17.11.2010]
Анна АЛТЫНОВА

№ 138-139 (4098-4099) [12.11.2010]
Валентина ПАХОМОВА
Инна СЕРОВА

№ 137 (4097) [10.11.2010]
 
 
Цель "визита" - научить жить
Инна СЕРОВА

№ 135-136 (4095-4096) [03.11.2010]
 

№ 133 (4093) [29.10.2010]
Инна СЕРОВА

№ 132 (4092) [27.10.2010]
Валентина ПАХОМОВА

№ 131 (4091) [26.10.2010]
Анна АЛТЫНОВА

№ 128 (4088) [20.10.2010]
Анна АЛТЫНОВА
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет