| № 172(2279) | 27.10.2001 |
Таривердиева ищет людей одной группы крови
Общаться всю оставшуюся жизнь пообещала казанской органистке Ладе Лабзиной на II Международном конкурсе молодых органистов имени Таривердиева вдова композитора. Состязание исполнителей проходило в конце сентября в Калининграде, где наша землячка получила первую премию.
А в минувший четверг на сцене БКЗ выступали лауреаты таривердиевских конкурсов - Лада Лабзина и органист из Голландии Жан-Пьер Стайверс. Режиссировала этот концерт сама Вера Таривердиева, специально приехавшая в Казань.
- Конкурс поглощает почти все мое время, и люди, которые участвуют в нем, становятся мне близки. Лада сначала понравилась мне как музыкант, а в Казани мне открылись ее человеческие качества.
- Случается, что жены выдающихся людей жертвуют своими интересами, карьерой ради супруга. Вы из их числа?
- У нас никогда не было отдельного существования друг от друга, моя жизнь была посвящена Микаэлу Леоновичу всегда. Просто раньше я гладила ему рубашки, а сейчас занимаюсь его музыкой. Но это не жертва, это для меня возможность интересной, осмысленной жизни.
- При жизни Таривердиева мало знали как автора серьезной музыки...
- У него был такой характер: никогда не предлагал себя, много писал в стол. Никогда не писал легкую музыку, это всегда была просто музыка. Его произведения для органа абсолютно внятны, образны, а киномузыка сделана по классическим законам. Меня часто спрашивают, почему Микаэл Леонович решил писать сочинения для органа. Да он просто слышал их внутри себя. Мы были в Чернобыле с концертами спустя три месяца после аварии, он ничего не задумывал, но темы пришли сами, и родилась симфония "Чернобыль". Год назад мы записали ее в Голландии, в соборе, с органистами Жаном-Пьером Стайверсом и Екатериной Мельниковой. На презентации компакт-диска участники ликвидации аварии были потрясены. Они сказали, что еще никогда с такой остротой не ощущали вновь то, что когда-то пережили.
- Иностранному исполнителю было трудно постичь и передать глубину трагедии?
- "Чернобыль" - произведение философское. Микаэл Леонович ощущал те события не как конкретную катастрофу, а как знак, данный нашей цивилизации свыше, чтобы люди задумались, куда идут. Есть исполнители, для которых музыка Таривердиева закрыта, но национальность и место проживания здесь ни при чем. Это связано с родственностью душ, одной группой крови. И органный конкурс для меня - это в том числе способ поиска таких людей.
Алия ЗИГАНШИНА
|