| № 208(2315) | 29.12.2001 |
А чтобы красивее лошадь была - ее надо по морде... утюгом
Холодно. О каком творчестве может идти речь, когда единственное желание - укрыться где-нибудь от пронизывающего ветра. Тем не менее на площади перед НКЦ "Казань" с утра кипит работа: визжат электропилы, стучат топоры по ледяным глыбам. И уже вырисовываются контуры будущих скульптур: Дедов Морозов и, конечно, лошадей...
Для своего "дебюта" в качестве ледового скульптора я выбрал не самый удачный момент. Днем позже ветер утих, и стало теплее. Зато теперь знаю, что скульптуры на свежем воздухе ваять - дело для стойких.
Уфимец Ханиф Хабибрахманов (перед НКЦ "Казань" работают скульпторы из Москвы, Казани и Уфы) в ответ на мою просьбу поучаствовать в создании скульптуры коня кивает на лежащую рядом ледяную плашку:
- Взялись! - мы поднимаем и устанавливаем ее на ледяном кубе. - Сейчас закрепим, - Юнус зачерпнул из ведра воды и плеснул в место стыка - вот и весь крепеж.
Мне предложено создать собственное оригинальное произведение. Видимо, работа над конем находится в той стадии, когда рука журналиста может свести на нет весь труд скульптора. Хабибрахманов вручает мне стамеску с длинной рукояткой. Холод, кажется, лишит меня сейчас самой последней самой захудалой идеи... Но хотя бы попробовать стоит. Лед на поверку оказывается мягким, податливым материалом. Острая стамеска легко входит в прозрачную толщу. Приступаю к вытачиванию подковы для коня: может, кому сгодится. Однако вскоре мастер заменяет благородный инструмент - стамеску - на тривиальный топор. А я решаю поучаствовать в создании реальной скульптуры и направляюсь к казанцу Андрею Кудряшову, "в миру" - резчику по дереву. Он разрешил приложиться к своему творению. Стамеской я слегка "прошелся" по крупу будущей маленькой лошадки. Так что с полным на то правом могу теперь считать, что ледовая галерея образца 2002 года создавалась не без моего участия.
- А не обидно, - спросил я Кудряшова, - бывает смотреть на свои скульптуры после бурных праздников?
- Конечно, скульптурам достается: ведь каждый ребенок хочет посидеть на лошадке, а родитель - сфотографировать своих чад. Или сами залезают на скульптуры, ногами сшибая мелкие детали. А если еще на улице тепло...
Московский скульптор Иван Черапкин приехал с женой в Казань, чтобы помочь с украшением нашей столицы. Электропилой он вытачивает головной убор для Снегурочки. Супруга скульптора трудится над Дедом Морозом и его снежной внучкой:
- Лед - очень хороший материал. Правда, когда его привезли, было тепло, и кубы изнутри прошили трещины. Но потом подморозило и все заново схватило.
- А лед в Казани хороший?
- Да, чистый, прозрачный. На солнце очень красиво смотрится. А если еще отполировать, - Иван Иванович голой рукой ласково гладит ледяную глыбу, - многие используют для этой цели утюги...
Утюгами, как выяснилось, полируют самые "нежные" части скульптур - лица Дедов Морозов, лошадиные морды. По словам скульптора, поездка в Казань для москвичей - нечто вроде зимнего отпуска. Деньги - не главное. Конечно, работа эта не из легких. Все-таки трудиться приходится в "полевых" условиях, а не в теплой комфортной мастерской. А работа над скульптурой занимает около недели. Зато именно благодаря льду Черапкин съездил в Финляндию. Несколько лет назад выиграл скульптор конкурс ледовых фигур в России, а в качестве приза его отправили "за бугор". По мнению Черапкина, финны далеко впереди России по части ледяных скульптур. Так как занимаются этим делом с давних пор. Но и в России уже поднаторели: в Москве и в Уфе ледовые композиции можно встретить во многих местах.
Окончательно замерзнув (все-таки одет я был не для многочасового бдения на ветру), но с чувством исполненного долга я распрощался со скульпторами. Думаю еще заглянуть на площадь в праздники, чтобы посмотреть на ледяные фигуры, к числу авторов которых причисляю и себя.
Алексей БЕЛОВ
|