| № 132 (3490) | 18.08.2007 |
Рейтинг
Шаймиева причислили к 26 ударникам выживаемости
На этой неделе Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) и Центр политической конъюнктуры России (ЦПКР) опубликовали "Рейтинг политической выживаемости губернаторов". Прогностическая оценка продолжительности пребывания нынешних глав регионов на этих постах дана в пятибалльной системе. Минтимер Шаймиев вошел в самую большую часть губернаторского корпуса, он в числе 26 других глав получил оценку "4".
Число троечников оказалось лишь чуть поменьше - 24, отличников - 18, ну а 14 двоечникам, по версии составителей рейтинга, грозит в скором времени на собственном опыте узнать, что "выживаемость" может означать не "он выжил", а "его выжили".
Само появление рейтинга выглядело несколько странно. Руководители МИПЭ и ЦПКР его представили в Интернете и прокомментировали, однако кто были те эксперты, которые, собственно, сделали этот рейтинг, неизвестно. А ссылка на авторство - общепринятая в таких случаях норма, она дает возможность оценить степень профессионализма и достоверности исследования... Как бы то ни было, в условиях традиционного мертвого информационного сезона конца лета анонимный рейтинг моментально принялись "разбирать на цитаты" в регионах с целью определить: а у "нашего"-то как успеваемость в этой школе политической приспособляемости?
Какими же критериями руководствовались неизвестные эксперты? Легче сказать, какими они не руководствовались. "Ранее оказанное президентом доверие" этим летом не спасло от отставки, например, бывшего амурского губернатора - президентского назначенца; следовательно, президентское доверие, как мед в версии Винни-Пуха: вот только что оно было, глядь, а его уже нет. Можно ли рассчитывать на столь летучую субстанцию!..
Может быть, "вовлеченность администрации региона в коррупционные скандалы"?.. Нет, уверяют эксперты, и это не критерий, ведь такие скандалы "нередко бывают плодами несогласованной с Центром активности прокуроров"! То есть сами факты коррупции, из которых вырастают плоды скандала, никого не смущают, самое главное - активность в сборе этих плодов следует проявить лишь после отмашки из Московского Кремля.
Собственно, именно такой механизм - закон как орудие шантажа в целях практической целесообразности - всегда действовал в отношении советской и партийной бюрократии в СССР. Принцип таков: на каждого месье - свое досье, но это (нередко весьма увлекательное) досье почти никогда не превращается в "дело", у него другая задача - гарантировать управляемость наблюдаемого субъекта.
Эксперты сочли, что и социально-экономические показатели регионов не следует считать решающим фактором политической выживаемости глав этих регионов. Главы регионов выживают отдельно от своего народа... Что, собственно, неизбежно в отсутствие прямых выборов. Сами по себе прямые выборы главы региона не гарантируют зависимости власти от граждан - это правда, но зато их отсутствие гарантирует, что такой зависимости точно не будет.
По существу, авторы рейтинга констатировали отсутствие в современной российской системе управления хоть каких-то объективных критериев соответствия/несоответствия региональных глав своему назначению. Даже специфический показатель количества голосов, набранных "Единой Россией" на выборах в регионе, решили эксперты, не является решающим для репутации губернатора фактором. Как и само членство в партии власти (недавно оно не спасло от отставки псковского губернатора Михаила Прусака).
А факторами, увеличивающими политическую выживаемость региональных президентов и губернаторов, признаны: их недавнее (в пределах текущего года) назначение; отсутствие явных конфликтов, в том числе с влиятельными бизнес-группами; степень личного контакта главы региона с президентом России; контроль над местным самоуправлением; политическая значимость региона; электоральная значимость региона.
Портрет политически приспособленного главы российского региона, собранный из этих черт, достаточно выразителен. Он никогда не спорит со "старшими" и просто сильными, зато держит в кулаке "младших" и слабых. То есть это субъект, идеально ориентированный вверх по вертикали власти, - тот, для кого сильный всегда прав.
Как видим, по этим критериям, кроме первого и предпоследнего (к политически значимым авторы рейтинга относят регионы Северного Кавказа), Минтимер Шаймиев находится на весьма выгодных позициях. Конфликтов у нас, Боже упаси, не заметно, с бизнес-группами власть живет душа в душу, по-родственному, Путин к Шаймиеву приезжает с днем рождения его поздравить, а показатели "Единой России" выше, чем в Татарстане, только в Кабардино-Балкарии и Тюменской области.
Получить рейтинговую оценку выше "четверки" Минтимеру Шаймиеву, очевидно, помешал сравнительно давний срок его "переназначения" на пост президента - начало 2005 года. Большинство получивших "пятерку" назначены лишь в 2007 году, так что "кремлевский аванс" (доверия, разумеется) у них теоретически еще не должен быть исчерпан. Так, Минтимера Шаймиева опередил в прогнозе политической выживаемости, например, бывший "наш" Николай Колесов, исключительно тем заработавший "пятерку", что приглянулся федеральной верхушке лишь меньше трех месяцев назад...
Неубедительный довод? Но и политологов надо пожалеть. Когда не действуют по-настоящему значимые критерии соответствия глав регионов своим постам и аналитики чуть ли не гадают на кофейной гуще - на этом фоне такой бесспорный факт, как дата назначения некоего субъекта, выглядит уже серьезным доводом! Это уже не гадание на кофейной гуще получается, а почти наука - астрология...
Марина ЮДКЕВИЧ
|