| № 100 (3666) | 24.06.2008 |
Где деньги лежат
Бюджет и репутация Татарстана не пострадают
Господдержка сельхозпроизводителей растет наперегонки с ценами на сельхозпродукцию
В пятницу Госсовет РТ утвердит распределение дополнительных доходов республиканского бюджета-2008, в результате чего наш бюджет станет еще более аграрно ориентированным. Уровень госзатрат на поддержку сельского хозяйства, давно уже находящегося в частных руках, вплотную приблизится к объему госрасходов на все мероприятия социальной защиты или на все затраты в области строительства и ЖКХ в Татарстане.
Это уже вторая правка главного финансового закона этого года. В марте констатировали поступление в бюджет около 2 млрд. рублей сверх запланированного, нынешний сверхплановый доход еще заметнее - около 10,9 млрд. рублей (первоначально зафиксированные законом о бюджете-2008 доходы - 68,7 млрд. рублей). Таким образом, еще до окончания первого полугодия стало очевидно, что погрешность бюджетного планирования в Татарстане приближается к 15 процентам. А ведь основные правки еще впереди. Так, за прошлый год (типичный в этом смысле) фактическое поступление доходов в бюджет республики превысило запланированный показатель на 56 процентов.
Причем нельзя сказать, что эти незапланированные доходы появились из-за непредсказуемой удачи: наибольшая часть их возникла вследствие роста цен на нефть, а это тенденция давняя и довольно устойчивая. Столь же давняя и столь же устойчивая, как привычка минфина планировать бюджет с занижением, чтобы иметь еще большую свободу: то, как исполнительная власть распорядилась сверхплановым доходом, парламент утверждает практически постфактум.
На этот раз в минфиновской записке, поясняющей депутатам способ распределения допдоходов, говорится о том, что с их помощью увеличена денежная помощь местным бюджетам на решение разнообразных социальных задач. Например, на организацию обучения и летнего отдыха дошкольников и школьников, на выплаты педагогам за классное руководство, на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Однако суммирование всех этих социальных затрат дает сумму лишь около 2 миллиардов, т.е. менее пятой части допдоходов, подлежащих распределению.
Бюджеты ведомств социального блока (минздрава, минсоцзащиты, минобрнауки), а также министерства транспорта и дорожного хозяйства также выросли в отношении к их основным суммам не особенно заметно - на миллиард в общей сложности. Больше 1,5 млрд. рублей добавили министерству строительства и ЖКХ - в основном целевым образом на программы обеспечения татарстанцев жильем на льготных условиях.
Львиная же доля дополнительных доходов бюджета досталась сельскому хозяйству. Первоначально утвержденный в размере 3,6 млрд. рублей бюджет минсельхозпрода вырос вдвое, до 7,2 миллиарда. Деньги пойдут в основном на оказание разнообразной финансовой помощи из бюджета юрлицам - владельцам сельхозпроизводств.
Скорее всего, эта "добавка" аграриям - не последняя в этом году. За прошлый год бюджет минсельхозпрода (большая его часть также шла на помощь сельхозпроизводителям) смог вырасти с первоначально выделенных законом 2,8 млрд. рублей до 10,4 миллиарда! Ни одно из остальных ведомств не смогло даже приблизиться к таким показателям сверхплановой "добавки". Можно констатировать, что по своим лоббистским возможностям аграрный сектор существенно превзошел всех, даже минтрансдорстрой, считающийся по традиции весьма могущественным ведомством.
Интересно посмотреть, как это коррелирует с поведением цен на продукты питания в Татарстане. В апреле Татарстанстат зафиксировал, что за год (с апреля прошлого года) цены у производителей сельхозпродукции в Татарстане выросли в целом на 30,6 процента. И это при ежегодно констатируемом росте привесов, удоев и урожаев... Так не из-за этих ли беспрецедентных вливаний в сельское хозяйство дорожают продукты - вопрос, конечно, интересный, но, несмотря на это (или наоборот, именно поэтому), минсельхозпрод, отвечающий за "продовольственную безопасность", еще никогда не пытался дать на него убедительный ответ.
К слову, на сессии Госсовета РТ месяц назад развернулась дискуссия по вопросу наполнения потребительской корзины, являющейся мерилом бедности и служащей для определения, кому из граждан государство должно оказывать социальную поддержку. Понятно, что чем больше продуктов и непродовольственных товаров и услуг в нее включено, тем выше ее стоимость и тем, соответственно, больше количество татарстанцев, могущих претендовать на субсидии.
Депутаты Флюра Зиятдинова, Роберт Садыков, Насима Столярова предложили добавить в корзину хлеба, мяса, рыбы и фруктов, Разиль Валеев - включить в нее минимум услуг культуры и повысить норму водо- и электроснабжения до федерального норматива, Татьяна Водопьянова - увеличить норму расхода на лекарства для пенсионеров и детей... Все эти предложения в процессе подготовки закона о потребительской корзине ко второму чтению, которое состоится в пятницу, были отвергнуты.
В результате главная цель будет достигнута: не пострадают репутация Татарстана (ведь количество "официально бедных" не увеличится) и бюджет (не потребуется увеличивать расходы на субсидии для бедных).
Зато некоторые черты "в пользу бедных" приобретает законопроект о транспортном налоге. Первоначально он предполагал увеличение ставки этого налога на треть для всех автомобилей, но при подготовке ко второму чтению решили, что для физлиц - владельцев машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил ставку можно оставить прежней (7,5 руб./л.с.). Зато для владельцев авто с мощностью двигателя от 200 до 250 л.с. и свыше 250 ставку налога теперь хотят увеличить еще больше, чем планировали месяц назад: до 75 руб./л.с. (вместо 60) и 150 руб./л.с. (вместо 120) соответственно.
Марина ЮДКЕВИЧ
|