После громких побед сборной России на чемпионате Европы возникла крамольн ...



Политика
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 100 (3666)24.06.2008
Где деньги лежат
Бюджет и репутация Татарстана не пострадают

Господдержка сельхозпроизводителей растет наперегонки с ценами на сельхозпродукцию

В пятницу Госсовет РТ утвердит распределение дополнительных доходов республиканского бюджета-2008, в результате чего наш бюджет станет еще более аграрно ориентированным. Уровень госзатрат на поддержку сельского хозяйства, давно уже находящегося в частных руках, вплотную приблизится к объему госрасходов на все мероприятия социальной защиты или на все затраты в области строительства и ЖКХ в Татарстане.

Это уже вторая правка главного финансового закона этого года. В марте констатировали поступление в бюджет около 2 млрд. рублей сверх запланированного, нынешний сверхплановый доход еще заметнее - около 10,9 млрд. рублей (первоначально зафиксированные законом о бюджете-2008 доходы - 68,7 млрд. рублей). Таким образом, еще до окончания первого полугодия стало очевидно, что погрешность бюджетного планирования в Татарстане приближается к 15 процентам. А ведь основные правки еще впереди. Так, за прошлый год (типичный в этом смысле) фактическое поступление доходов в бюджет республики превысило запланированный показатель на 56 процентов.

Причем нельзя сказать, что эти незапланированные доходы появились из-за непредсказуемой удачи: наибольшая часть их возникла вследствие роста цен на нефть, а это тенденция давняя и довольно устойчивая. Столь же давняя и столь же устойчивая, как привычка минфина планировать бюджет с занижением, чтобы иметь еще большую свободу: то, как исполнительная власть распорядилась сверхплановым доходом, парламент утверждает практически постфактум.

На этот раз в минфиновской записке, поясняющей депутатам способ распределения допдоходов, говорится о том, что с их помощью увеличена денежная помощь местным бюджетам на решение разнообразных социальных задач. Например, на организацию обучения и летнего отдыха дошкольников и школьников, на выплаты педагогам за классное руководство, на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Однако суммирование всех этих социальных затрат дает сумму лишь около 2 миллиардов, т.е. менее пятой части допдоходов, подлежащих распределению.

Бюджеты ведомств социального блока (минздрава, минсоцзащиты, минобрнауки), а также министерства транспорта и дорожного хозяйства также выросли в отношении к их основным суммам не особенно заметно - на миллиард в общей сложности. Больше 1,5 млрд. рублей добавили министерству строительства и ЖКХ - в основном целевым образом на программы обеспечения татарстанцев жильем на льготных условиях.

Львиная же доля дополнительных доходов бюджета досталась сельскому хозяйству. Первоначально утвержденный в размере 3,6 млрд. рублей бюджет минсельхозпрода вырос вдвое, до 7,2 миллиарда. Деньги пойдут в основном на оказание разнообразной финансовой помощи из бюджета юрлицам - владельцам сельхозпроизводств.

Скорее всего, эта "добавка" аграриям - не последняя в этом году. За прошлый год бюджет минсельхозпрода (большая его часть также шла на помощь сельхозпроизводителям) смог вырасти с первоначально выделенных законом 2,8 млрд. рублей до 10,4 миллиарда! Ни одно из остальных ведомств не смогло даже приблизиться к таким показателям сверхплановой "добавки". Можно констатировать, что по своим лоббистским возможностям аграрный сектор существенно превзошел всех, даже минтрансдорстрой, считающийся по традиции весьма могущественным ведомством.

Интересно посмотреть, как это коррелирует с поведением цен на продукты питания в Татарстане. В апреле Татарстанстат зафиксировал, что за год (с апреля прошлого года) цены у производителей сельхозпродукции в Татарстане выросли в целом на 30,6 процента. И это при ежегодно констатируемом росте привесов, удоев и урожаев... Так не из-за этих ли беспрецедентных вливаний в сельское хозяйство дорожают продукты - вопрос, конечно, интересный, но, несмотря на это (или наоборот, именно поэтому), минсельхозпрод, отвечающий за "продовольственную безопасность", еще никогда не пытался дать на него убедительный ответ.

К слову, на сессии Госсовета РТ месяц назад развернулась дискуссия по вопросу наполнения потребительской корзины, являющейся мерилом бедности и служащей для определения, кому из граждан государство должно оказывать социальную поддержку. Понятно, что чем больше продуктов и непродовольственных товаров и услуг в нее включено, тем выше ее стоимость и тем, соответственно, больше количество татарстанцев, могущих претендовать на субсидии.

Депутаты Флюра Зиятдинова, Роберт Садыков, Насима Столярова предложили добавить в корзину хлеба, мяса, рыбы и фруктов, Разиль Валеев - включить в нее минимум услуг культуры и повысить норму водо- и электроснабжения до федерального норматива, Татьяна Водопьянова - увеличить норму расхода на лекарства для пенсионеров и детей... Все эти предложения в процессе подготовки закона о потребительской корзине ко второму чтению, которое состоится в пятницу, были отвергнуты.

В результате главная цель будет достигнута: не пострадают репутация Татарстана (ведь количество "официально бедных" не увеличится) и бюджет (не потребуется увеличивать расходы на субсидии для бедных).

Зато некоторые черты "в пользу бедных" приобретает законопроект о транспортном налоге. Первоначально он предполагал увеличение ставки этого налога на треть для всех автомобилей, но при подготовке ко второму чтению решили, что для физлиц - владельцев машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил ставку можно оставить прежней (7,5 руб./л.с.). Зато для владельцев авто с мощностью двигателя от 200 до 250 л.с. и свыше 250 ставку налога теперь хотят увеличить еще больше, чем планировали месяц назад: до 75 руб./л.с. (вместо 60) и 150 руб./л.с. (вместо 120) соответственно.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Политика
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 134 (3700)   [20.08.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 133 (3699)   [19.08.2008]
 

№ 131 (3697)   [15.08.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 130 (3696)   [13.08.2008]
(NEWSru.com)

№ 120 (3686)   [26.07.2008]
 

№ 119 (3685)   [25.07.2008]
 

№ 118 (3684)   [23.07.2008]
 

№ 115 (3681) [18.07.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 114 (3680) [16.07.2008]
 

№ 111 (3677) [11.07.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 106 (3672) [02.07.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 100 (3666) [24.06.2008]
Бюджет и репутация Татарстана не пострадают
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 93 (3659) [10.06.2008]
 
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 92 (3658) [07.06.2008]
Инна СЕРОВА

№ 87 (3653) [31.05.2008]
 

№ 85-86 (3651-3652) [30.05.2008]
 
("Татар-информ".)

№ 79 (3645) [21.05.2008]
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет