Жить хочется хорошо,
но как подумаешь,
сколько для этого нужно,
становится плохо.



Политика
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 136 (3702)23.08.2008
Детский вопрос
Кто жертва, кто насильник, без психолога не разберешь

В Татарстане готовится создание единого органа, который должен координировать действия всех ведомств, так или иначе имеющих дело с несовершеннолетними жертвами насилия. Чтобы обсудить проблемы, возникающие в этой сфере, за "круглым столом" собирались представители суда, прокуратуры, МВД, органов здравоохранения, образования и соцзащиты Татарстана.

Сказать, что сейчас у шести этих нянек дитя остается без глаза, было бы преувеличением. Однако скандал вокруг социального приюта "Гаврош" в Казани, происшедший, как нарочно, как раз перед этим совещанием, заставил думать, что во всеобщей борьбе за права страдающего ребенка порой не стыкуются не только позиции различных ведомств, но даже и позиции различных борцов внутри одного и того же ведомства.

В Казани всего два социальных приюта для детей, но "Гаврош" - еще и уникальный: это единственное место, куда дети могут прийти (и приходят) сами, даже без каких бы то ни было сопроводительных бумажек. А скандал состоял в появлении сюжета в новостях местного телеканала; там энергичная девушка сообщала, что в "Гавроше" обнаружились большие нарушения, и пыталась пробиться туда чуть не силой, чтобы эти нарушения обозреть. Это, по мнению борцов "круглого стола", свидетельствовало о разгуле СМИ, которые одни не прониклись желанием помогать бедным детям.

Но после вопроса "ВК", откуда у энергичной девушки взялась информация о нарушениях в "Гавроше", выяснилось: сначала Роспотребнадзор "слил" информацию, что здание не отремонтировано (будто сотрудники приюта обязаны его ремонтировать за свой счет), затем оперативная структура МВД заявила, что среди приютских детей - о ужас! - есть правонарушители (будто социальный приют - не место для битого жизнью и взрослыми "гавроша", а институт благородных девиц), а затем разгребать все это добро принялась районная прокуратура... Так что борцам за светлое завтра для детей с мрачным сегодня, судя по этому примеру, еще координировать и координировать.

О жертвах насилия и его виновниках, часто не подозревающих, что они виновники, а также о том, чем можно помочь тем и другим, мы поговорили с создателем и директором единственного в Татарстане психологического профилактория - Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток" Татьяной Башировой.

- Сначала - неотложная помощь, - говорит она, - нацеленная на то, чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности, насколько это возможно. Затем, на более долгосрочную перспективу - работа с пострадавшим и с его семьей.

- Нарколог, говоря о близких своего пациента, применит термин "созависимость" - в семьях жертв насилия тоже возникает подобное состояние?

- Конечно. Представьте, что ваш ребенок пострадал - это же травма и для вас, вы будете ту же боль испытывать, что и он. И тот же страх, ожидание, что происшедшее однажды повторится и второй, и третий раз... Так что тут всей семье нужна помощь, нужно учить родителей, что делать, чтобы помочь ребенку пережить случившееся, выкарабкаться с наименьшими потерями.

- А какому насилию, по вашему опыту, дети чаще подвергаются: физическому, сексуальному, психическому? И где чаще - в школе, дома, на улице?

- И там, и там... И чаще всего - эмоционально-психическому. Вот я вам расскажу реальную историю. 1 сентября восьмиклассник отказался идти в школу. Мама стала требовать, чтобы шел, и он наконец рассказал, что летом его изнасиловали ровесники, некоторые из них были из этой же школы, вот он и не хотел туда идти. Мама рассказала об этом папе, и папа стал бить мальчика за то, что тот не сказал о насилии сразу, "чтобы я мог сразу оторвать им головы".

Дело об изнасиловании было возбуждено, а потом родители обвиняемых, чтобы снять обвинение, предложили родителям жертвы деньги на покупку квартиры (а они жили в общежитии). Они взяли эти деньги, а когда купили квартиру, мама сказала мальчику: "Вот, с тобой это случилось, теперь у нас есть квартира". И тогда мальчик попытался покончить с собой.

После этого и попали они к нам. Родители очень быстро перестали к нам ходить, не могли понять, зачем нужны "все эти психологи". И знаете, они ведь квартиру купили в том же районе, где до этого жили, и мальчик должен был ходить в ту же школу... Я спрашиваю маму: "Ну что ж вы хоть в другой район не переехали?!" - "Мне тут удобно...". А мальчик к нам долго ходил, очень хотел спастись, мечтал уехать к бабушке в деревню. И после 9-го класса уехал.

То есть прежде чем на улице стать жертвой сексуального насилия, ребенок всю жизнь подвергался эмоционально-психическому насилию в семье: его били, с ним не считались, и у него самооценка была - как у растения... Не тогда, так потом это случилось бы с ним. Потому что родители вырастили жертву.

- А что, по вашим наблюдениям, бывает причиной насилия в семье?

- Очень часто - неуверенность в своей родительской состоятельности. Многие просто не имеют никакого представления о воспитании детей, и особенно если в семье низкий интеллектуальный уровень, родители могут "поддержать свой авторитет" только кулаком. Вот поэтому при семейной терапии мы придаем большое значение тренингу системных семейных расстановок. Например, есть принцип: в семье все законы устанавливают родители. Этот принцип, безусловно, правильный, но ребенок-то этого еще не понимает. Так вот, можно ему объяснить: "Мы тебя слышим, понимаем, но твой жизненный опыт пока еще мал, мы заботимся о тебе, ради этого мы и устанавливаем порядки в семье", - а можно просто дать оплеуху со словами: "Делай, как велено"...

- Специалисты говорят, что жертва иногда сама начинает причинять страдания другим...

- Мы работали с девочкой, из-за которой шесть ее ровесников несколько месяцев содержались под стражей без всякой вины. Все началось с того, что папа в 10 часов вечера приехал к бабушке, у которой она гостила, и не застал дочь дома. Вскоре она пришла, пыталась объяснить, что просто гуляла с друзьями, но папа-военный был резок: "Откуда я знаю, чем ты с ними занимаешься, может, ты уже и не девочка?!". И она в запальчивости крикнула: "Да, я уже не девочка!". Реакция отца была такой, что она пришла в ужас и уже не смогла сказать: "Да ладно, я пошутила", а сказала, что ее изнасиловали...

Когда экспертиза показала, что она девственница, следствие зашло в тупик, и из прокуратуры позвонили мне, попросили, чтобы мы с девочкой поработали. Тогда все и объяснилось, предполагаемых "насильников" выпустили... Самое примечательное, она и вела себя, как классическая жертва насилия! Да ведь она и была жертвой насилия, только не сексуального, а психологического - жертвой давления и недоверия в семье.

- Сколько же всего детей прошло через "Росток" за годы его существования?

- Не детей - семей, мы ведь работаем с семьями в целом. Так вот, мы подсчитывали итог за 12 лет - 14870 семей, а теперь "Ростку" уже 14-й год...

- За эти годы, по вашему опыту, изменился ли уровень насилия по отношению к детям? Если судить по данным Верховного суда РТ, количество осужденных за неисполнение обязанностей по воспитанию в 2007 - 2008 годах в Татарстане увеличивается более чем на 60 процентов в год, на десяток процентов в год увеличивается число обращений о лишении родительских прав...

- Я думаю, общий уровень насилия примерно тот же, просто больше стали обращать на это внимания. Привычные виды насилия - особенно насилия в семье, то, что чаще всего и квалифицируется юридически как неисполнение обязанностей по воспитанию, - постепенно перестают восприниматься как "норма". Хотя бы это несколько радует.

...Зато то, как трансформируются общественные взгляды на помощь детям - жертвам насилия, вряд ли может быть источником оптимизма. В середине 1990-х, когда Татьяна Баширова взялась за создание "Ростка", городская власть дала ей лишь полуразрушенное здание и свое благословение - деньги давали спонсоры. Баширова до сих пор с благодарностью говорит, например, о покойном Борисе Чубе, главе "Сувара"... Сейчас то, что больше десятка лет делали в "Ростке" на городском уровне, получило республиканское признание: по инициативе Минобрнауки РТ центр получил статус республиканского учреждения. Теперь необходимо перевести подростковое отделение в здание, отдельное от малышей, и даже есть такое здание на территории центра, нужно лишь его отремонтировать. Но сейчас, обращаясь к состоятельным людям за этой помощью, Татьяна Баширова все чаще слышит: "Пусть вам государство помогает"...

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Политика
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 193 (3759) [05.12.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 189 (3755) [28.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 188 (3754) [26.11.2008]
 

№ 186 (3752) [22.11.2008]
 
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 185 (3751) [21.11.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 183 (3749)   [18.11.2008]
("Татар-информ".)

№ 180 (3746) [12.11.2008]
 

№ 179 (3745)   [11.11.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 171 (3737) [24.10.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 168 (3734) [18.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 166 (3732) [15.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 163 (3729)   [10.10.2008]
Валентина ПАХОМОВА

№ 162 (3728)   [08.10.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 155 (3721) [26.09.2008]
 

№ 143 (3709)   [06.09.2008]
 

№ 142 (3708)   [05.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 136 (3702) [23.08.2008]
Кто жертва, кто насильник, без психолога не разберешь
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 134 (3700)   [20.08.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ
Марина ЮДКЕВИЧ

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет