Россия - это страна умных людей, каждый из которых считает, что вокруг одни и ...



Политика
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 129 (3903)26.08.2009
Новая конфигурация
Когогину прочат место в кабине с двумя рулями

Сегодняшней пресс-конференции Сергея Когогина на открытии Московского автосалона "Интеравто-2009" гарантирован аншлаг. Правда, абсолютное большинство вопросов явно будет связано не с рестайлинговыми моделями грузовиков, которые КамАЗ представляет на этом салоне, а с предполагаемым рестайлингом самого г-на Когогина.

На этой неделе в СМИ появилась информация о готовящемся якобы "объединении" КамАЗа, АвтоВАЗа и ярославского "Автодизеля". Если точнее, речь может идти о намерении госконцерна "Ростехнологии" объединить принадлежащие ему пакеты акций этих компаний. Руководить новым холдингом, по информации неназываемых источников, должен нынешний гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.

А вчера российский "тазик" (популярное среди автолюбителей прозвище тольяттинского автозавода) уже остался без рулевого. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин объявил, что оставляет этот пост.

Кто везет, того и грузят

Ни одна из названных компаний не дает официальных комментариев по поводу возможности объединения. На информационный повод цивилизованно отреагировал лишь немецкий акционер КамАЗа: в автоконцерне Daimler, владеющем 10 процентами акций КамАЗа, заявили, что "не видят негативных последствий для совместной работы" в случае объединения российского партнера с АвтоВАЗом. Возможно, позитивным сигналом для Daimler`а послужила фигура предполагаемого главы объединения: немцы считают Сергея Когогина эффективным управленцем, в частности, приобретая пакет акций КамАЗа в прошлом году, они выставили условием его пребывание на посту гендиректора в ближайшие пять лет. Впрочем, агентство Рейтер передало слова "одного из источников в отрасли", что Ростехнологии уже сделали предложение Когогину и тот якобы уже ответил отказом.

Камазовские собеседники "ВК" вчера неофициально говорили об уверенности, что, даже возглавив объединенную структуру, Сергей Когогин оставит за собой и пост главы Камского автозавода. Насколько это мнение базируется на знании, а насколько - на надежде, непонятно, однако в подтверждение этой версии в Челнах приводят пример трехлетней давности: тогда Когогину прочили гендиректорство на АвтоВАЗе, и он по этому поводу сказал, что если когда-нибудь и примет такое предложение, то и в этом случае он все равно останется на КамАЗе, причем в управленческой должности.

Однако, сколь ни туманна информация о готовящемся событии, смысл этого события - еще туманнее. Поскольку речь не идет о слиянии компаний, а лишь о создании некой структуры, объединяющей часть пакетов их акций, весьма вероятно, что эти "реформаторские" усилия госкорпорации приведут к появлению еще одной надстройки, которая будет управлять производственным базисом с той же примерно эффективностью, с какой это делают сейчас сами Ростехнологии. Т.е. в нынешних условиях, когда необходима мобильность в управлении, к составу окажется пристегнут еще один "штабной вагон"... Словом, вопрос - зачем Ростехнологиям понадобилось это объединительное действо - ставит аналитиков в тупик.

В частности, гендиректор "Диалог-Капитала" (компания, консультирующая КамАЗ) Шамиль Исхаков сказал корреспонденту "ВК":

- На мой взгляд, это нецелесообразно с точки зрения экономики. Объединение имеет смысл, если в результате возможен некий синергетический эффект или хоть экономия затрат... В данном случае - ни того, ни другого. Выработка общей стратегии для таких разных сегментов, как производство грузовых и легковых автомобилей, представляется невозможной: у них потребители совсем разные. Номенклатура сырья и комплектующих у них в основном тоже разная, за исключением, может быть, металла, так что сэкономить на затратах, делая закупки разом для обеих компаний, тоже вряд ли возможно. В предполагаемой новации вижу смысл разве что с точки зрения кадров: Сергей Анатольевич (Когогин. - М.Ю.) гораздо более эффективный менеджер, чем нынешнее руководство АвтоВАЗа.

Шамиль Исхаков замечает, что глубина проблем АвтоВАЗа сама по себе необъяснима с точки зрения нормальной экономики, даже с учетом кризиса: "Я не очень понимаю как экономист, почему АвтоВАЗ страдает от кризиса сильнее, чем КамАЗ. Ведь его продукция относительно дешевая, во всяком случае, сравнительно с другими легковыми автомобилями, представленными на рынке России, а в кризис как раз должен бы усилиться спрос на более дешевое...". Между тем уже происходившая в последние несколько лет смена менеджмента ВАЗа приводила лишь к приобретению для новых управленцев нового служебного автопарка "Лексусов"...

Аналитики обращают внимание на то, что КамАЗ, хотя и закончил первое полугодие с убытком в 1,6 млрд рублей, внутри этого периода имел положительную динамику: во втором квартале уже появилась хоть небольшая (54,9 млн рублей), но прибыль. ВАЗ же за первое полугодие получил более 14 млрд рублей чистого убытка. 25 млрд рублей, полученные из госбюджета в антикризисном порядке во втором квартале 2009 г., уже потрачены, и, по некоторым данным, АвтоВАЗ просит еще. При этом в августе уже заговорили о возможном банкротстве "таза".

Когда речь идет об объединении компаний, специалисты обычно говорят, что от этого выигрывает та из них, которая находится изначально в худшем финансовом положении, а та, чьи дела получше, по определению проигрывает... На вопрос "ВК" "КамАЗ "просядет"?" глава "Диалог-Капитала" отвечает: "Думаю, нет. Потому что схема, о возможности которой сейчас говорят, не предполагает слияния этих компаний как такового. Предполагается лишь консолидация пакетов их акций, причем среди них даже контрольного пакета ни одного нет". (Ростехнологиям принадлежат 25 процентов акций АвтоВАЗа, 37,8 процента акций КамАЗа и 30 процентов - "Автодизеля".)

На КамАЗе же неофициально говорят, что раз уж пошла такая воля к объединению, то куда осмысленнее выглядело бы желание объединить Камский завод с автозаводом "Урал" (входит в ту же Группу ГАЗ, что и "Автодизель"). При таком варианте два производителя грузовиков могли бы мирно распределить между собой сегменты рынка, вместо того чтобы конкурировать.

Словом, на гоголевский вопрос "Куда несешься ты?.." в применении к нынешней ситуации в российском автопроме впору ответить: куда - не видно, зачем - непонятно...

P.S. Вчера в вечернем выпуске "Вестей" заместитель директора Ростехнологий Игорь Завьялов сообщил, что на пост гендиректора нового холдинга "Росавто" "компания "Ростехнологии" предложила Сергея Когогина. Когогин дал свое согласие стать гендиректором холдинга".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Политика
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 147 (3921) [09.10.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 146 (3920) [07.10.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 145 (3919) [06.10.2009]
 
Борис БРОНШТЕЙН

№ 144 (3918) [02.10.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ
 

№ 143 (3917) [30.09.2009]
 
 

№ 142 (3916) [29.09.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 141 (3915) [25.09.2009]
 
 
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 140 (3914) [23.09.2009]
Борис БРОНШТЕЙН

№ 138 (3912) [18.09.2009]
 
Инна СЕРОВА

№ 137 (3911) [16.09.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 132 (3906) [04.09.2009]
 

№ 130 (3904) [28.08.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 129 (3903) [26.08.2009]
Когогину прочат место в кабине с двумя рулями
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 128 (3902) [25.08.2009]
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет