| № 154 (3928) | 27.10.2009 |
Встретились, поговорили
Президент счел, что в Казани Тарпищева зауважали досрочно
Фильм о Пьере де Кубертене на I Всероссийском форуме "Россия - спортивная держава" в Казани прошел "спецпоказом" - для самых идеологически стойких. Ведь он честно рассказывает, что самому основателю современного олимпизма это его детище принесло признание лишь после смерти. Крайне несвоевременный пример: основатели российских Олимпиады и Универсиады твердо рассчитывают на благодарность современников.
Главной интригой состоявшегося в ходе форума заседания Совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта было то, что Минтимер Шаймиев, который должен был выступать четвертым (после самого президента и двух федеральных министров), вовсе не получил слова. Но это, как заверили организаторы, все же следует считать проявлением не неблагодарности вышестоящих современников, а нехватки времени. К тому же г-ну Шаймиеву предоставили возможность выступить на открытии форума.
- Нужно признать, что значение детского спорта в нашей стране растет, - твердо сказал президент России, открывая заседание совета.
Это, конечно, признать было очень нужно, поскольку темой заседания совета на этот раз была господдержка, которая оказывается детско-юношескому спорту. Но это была трудная задача, учитывая реалии, о которых сам же Дмитрий Медведев и заговорил.
- Мы сегодня посмотрели школу здесь... - Дмитрий Медведев выдержал небольшую паузу, за которой, как казалось (в первую очередь, конечно, присутствующим главам города и республики), не могло не последовать выражение восторга от двух спортзалов, футбольного поля и бассейна в отдельно взятой казанской школе №177; на деле он ограничился только паузой. - Но это, понятно, новая школа. Но в каждой пятой школе нет спортивного зала! Вот Минтимер Шарипович очень любит приводить в пример урок физкультуры, который он увидел несколько лет назад, когда еще меньше этим занимались - виртуальная физкультура. Школа не может быть нормальной, если нет спортзала. Поэтому надо принимать решение: если школу сохраняем, пусть даже она является малокомплектной, то региону надо принимать решение - выделять деньги на создание хоть какого-то спортзала.
Инициатива регионов, таким образом, оказалась наказуема рублем. А Федеральная целевая программа "Развитие физкультуры и спорта", как сообщил Медведев, "ввиду оптимизации бюджета будет сокращена".
Но ведь оптимизация, как хорошо известно и в Татарстане, не вульгарное усекновение бюджета - нет, это высокотехнологичная операция, в ходе которой государству обрезают лишь то, без чего оно вполне может обойтись, да и то ради спасения жизненно важных функций... Вот и в этом случае пожертвовали малым - ФЦП, предусматривающей строительство объектов для массового занятия спортом в России, зато 4-дневный форум "Россия - спортивная держава" смогли провести с подобающим размахом.
Дмитрий Медведев продемонстрировал здоровую спортивную злость в отношении своих министров, т.е. тех из них, которые отвлекаются от суровых кризисных буден, председательствуя в спортивных федерациях: "Хватит штаны просиживать и в заграничные командировки ездить!".
Из министров, присутствующих за столом совета, самым погруженным в суровые будни кризиса выглядел глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Он, не отвлекаясь ни на что (в том числе, кажется, и на выступление президента), работал над каким-то текстом, вычеркивая строчку здесь, строчку там... Похоже, оптимизировал.
А президент все-таки вернулся к той экскурсии, которую ему провели в 177-й школе:
- Она построена в уже существующем районе, тем не менее власти города и республики не постеснялись и не пожадничали - отдали под стадионы детские те площади, которые можно было с успехом застроить другими коробками, в том числе офисными... Но построили спортивные сооружения для детей, ну и для их родителей, стало быть. Давайте попробуем подобное представить в наших столицах!.. Никто не может этого представить!
Сказанное, безусловно, было комплиментом властям Казани и Татарстана... Правда, последних могло смутить, что Медведев даже в комплиментарном контексте не причислил Казань к столицам. Но чувствовалось, что и его самого что-то явно смущало в предъявленных ему казанских достижениях. Он наконец признался, что именно:
- Единственное, насчет названия... Шамиль Анварович, - тут Шамиль Тарпищев, чье имя носит показанная президенту РФ в Казани Академия тенниса, встрепенулся, - у нас уважаемый человек, но дай Бог ему долгих лет жизни, и, может, лучше называть объекты в честь людей, которые уже безусловно доказали свое право на уважение?..
Эта фраза привела в смятение уже не одного Тарпищева, будучи воспринятой как сомнение в праве заслуженного теннисиста на безусловное уважение... Вот что бывает, если в ходе беседы о массовом спорте вдруг интеллигентно перефразировать пушкинское "уважать себя заставил", вместо того чтобы попросту сказать: "уже умер"!
Но спортивная закалка учит игнорировать подобные раздражители, и невозможно остановить спортсмена на пути к намеченной (кем - не важно) цели.
- Что мы предлагаем? - спросил президента член совета Антон Сихарулидзе, и, конечно, президент легко мог бы догадаться, что это про деньги, но г-н Сихарулидзе сам же и ответил: - Чтобы деньги, которые предприниматель вкладывает в развитие спортивной школы, исключались из базы налогообложения.
- Я вам отвечу, не сомневайтесь, - многообещающе улыбнулся г-н Медведев (еще бы, ведь в тексте, который ему еще только предстояло произнести в конце заседания, уже было записано поручение рассмотреть возможность таких налоговых преференций).
Словом, если кто из членов совета и мог по критичности сравниться с Дмитрием Медведевым, так разве только Ирина Роднина. "В детских спортивных школах идет снижение всех результатов", - заявила она. Во-первых, потому, что федерации разных видов спорта не имеют возможности контролировать их уровень, в том числе и уровень самих тренеров. Во-вторых, обычные детские спортшколы организационно удалены от центров федераций, которые как раз имеют хорошие возможности.
- Мы на совете уже рассматривали состояние школьного спорта в 2006-м, в 2007-м... - перечислила она. - Надо бы хотя бы готовить нам справку, что делается по итогам наших обсуждений!
В распоряжении президента такая информация есть, заверил Дмитрий Медведев, но: "Не сомневайтесь, мы этот вопрос еще десять раз поднимем". Звучало не очень оптимистично - разве что в смысле стабильности в России...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Марина ЮДКЕВИЧ
|