| № 16 (3976) | 10.02.2010 |
Бумажная жизнь
Индикатор бурной деятельности
Кабмин Татарстана в полном составе готовится к мартовской отставке: закон требует, чтобы новый президент, вступив в должность 25 марта, сформировал новое правительство. Так что свежие данные об эффективности деятельности татарстанских министерств и ведомств подоспели чрезвычайно вовремя.
Как оценить эффективность работы чиновника? Есть разные мнения. Скептики-гуманитарии полагают, что измерить явление такого масштаба никому не под силу. Оптимисты-физики им возражают, что отчаиваться не следует, ведь есть же в конце концов нановеличины... А практики из Минэкономики РТ (оно у нас - суперведомство, ставящее задачи прочим министерствам) просто знают, в каких единицах надо мерить.
Единственной видимой субстанцией, выделяемой чиновником в окружающую среду, является бумага, а точнее, Документ. Но документы тоже бывают разные; например, Министерство труда и соцзащиты РТ лидирует среди собратьев по количеству выделяемых наружу запросов и согласований... А ведь все знают: чтобы иметь уважение и звание самого эффективного по профессии, надо выделять побольше документов управленческих (директивных) или хоть аналитических (концептуально-умственных). Как раз по этой части вне конкуренции само Минэкономики РТ. Здесь бумагу любят и ценят: чуть не каждый пятый исходящий документ оказывается аналитическим!
А вот в Минсельхозпроде РТ этот высокоценный продукт - аналитика - отчего-то не родится вовсе. Уж поливают, поливают... Столько денежных потоков из бюджетов России и Татарстана не протекает почти ни через одно другое республиканское ведомство, а умственный продукт все не растет. Микроклимат, что ли, не тот? Хотя больше похоже на то, что сам метод оценки в данном случае дал сбой: разве указание украсить собственный новый офис каменными химерами - не показатель минсельхозовской аналитической оценки состояния сельскохозяйственной сферы Татарстана?!
Но главный критерий, по которому оценивают в Татарстане эффективность госведомств, - это, разумеется, "интегральный показатель качества жизни". И с этим критерием не было бы ни малейших затруднений, если бы имелось в виду качество жизни самих ведомств, эти уверенно оставили бы далеко позади всю Россию, не говоря уже о каком-нибудь захолустье вроде Швеции... Но проблема в том, что речь идет о качестве жизни опекаемого этими ведомствами населения.
В понятие качества жизни входят: уровень жизни (в смысле, доходы), состояние здравоохранения, уровень развития физкультуры и спорта, качество образования, степень экологической безопасности и защищенности граждан, состояние ЖКХ и транспортной инфраструктуры... Так вот Минэкономики РТ формирует для министерств и ведомств госзаказ на управление с тем, чтобы в результате их управления росло качество нашей жизни.
И тут уж качество жизни самих чиновников способно упасть так, что на их фоне любая санитарка с окладом размером в один МРОТ почувствует себя отдыхающей на Майами! Ведь за последние пару лет количество индикаторов, которыми ведомства отчитываются в неуклонном улучшении нашей жизни, выросло с 219 до 754, а в среднем на одно ведомство приходится около 36 индикаторов!
В результате подсчета всех этих индикаторов оказалось, что по итогам прошлого года в рейтинге по выполнению госзаказа на управление лидируют Министерство информатизации и связи РТ, Минюст и Министерство по делам ГО и ЧС. Минздрав РТ, о чьем лидерстве в этом рейтинге мечтают многие татарстанцы (как уже больные, так и временно здоровые), оказался лишь на 6-м месте, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ - на 9-м, а Минобрнауки - на 16-м...
Зато в общероссийском отраслевом рейтинге эффективности татарстанская сфера строительства и ЖКХ оказалась абсолютным лидером - за ней 1-е место среди регионов. Эффективность татарстанской экономики и госуправления отмечена почетным 6-м местом, здравоохранение - 11-м... А по эффективности сферы образования, с гордостью сообщает Минэкономики РТ, Татарстан поднялся во всероссийском рейтинге сразу на пять позиций! И в результате занял... 62-е место.
Многих интересует, во что все это нам обходится. В Минэкономики РТ вывели такой показатель, как стоимость управленческого решения. Он получается, если поделить объем расходов на содержание ведомства на количество решений, выделяемых им в окружающую среду. Так вот наш передовик эффективности - Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ оказалось и собранием чиновников, чьи решения обходятся налогоплательщикам наиболее дорого! Стоимость одного управленческого решения минстроя (в расчете на одного его сотрудника) - 1867,5 рубля!
За ним с большим отрывом (каждое решение - 852 рубля) следует другой передовик эффективности - минсвязи. Самые необременительные для налогоплательщиков - решения Минэкономики РТ (около 129 рублей). А решение чиновника Минобрнауки РТ обходится государству почти в 679 рублей за штучку.
Марина ЮДКЕВИЧ
|