- А у вас есть лыжные ботинки? - Есть. А вам какого размера? - 55-го. - А зачем ва ...



На правах рекламы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 5 (2947)15.01.2005
Обделили
По вагонам, платежеспособные!

Ну монетизация, на старт, внимание - поехали! С первого января в России запущена реформа системы социальных льгот, суть которой регулярно последние пару месяцев доводили до народа чиновники. А татарстанцы штурмовали отделения соцзащиты.

- Ясно одно: ничего не ясно! - будто сговорившись, повторяли бабули и дедули, привыкшие к своему статусу бесплатников. А что теперь?

Сегодня, естественно, возникает личный вопрос, как будут защищены их интересы и насколько готовы соответствующие государственные органы к осуществлению реформы. Как известно, камнем преткновения стал вопрос о том, что выплачивать деньгами, а что - сохранять в натуральном виде. В соответствии с законом льготники разделены на две группы. Для первых выплаты финансируются из федерального бюджета. Сюда включены инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей тех, кто погиб на фронте, Герои Советского Союза, Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы, ветераны боевых действий, а также члены семей тех, кто погиб в горящих точках. Далее идут те, кто служил в воинских частях в годы Великой Отечественной, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, блокадники, а также инвалиды первой, второй и третьей групп. В это же число входят чернобыльцы и приравненные к ним категории граждан.

Известно, что в отношении федеральной категории проблема решена. Часть льгот им компенсируется выплатами, но отдельные виды социальных услуг, предоставляемые государством, сохраняются в прежнем натуральном виде. Имеются в виду скидки по оплате "коммуналки" и так называемый социальный пакет, в который входят, в частности, приобретение лекарств по сниженной цене, бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте и т.д.

К региональным льготникам, как правило, относятся ветераны труда, участники трудового фронта и граждане, пострадавшие от репрессий в сталинские годы. Забота о них - это обязанность властей субъектов Федерации.

В соответствии с законом местные власти сами решали вопрос: сохранять ли им натуральные льготы или же заменить их денежными компенсациями. В последнее время они усиленно занимались тем, что сводили дебет с кредитом, пытаясь рассчитать те суммы, которые им следует заложить в бюджеты для своих граждан из незащищенной категории. В итоге получилось не слишком шикарно, а в ряде регионов при монетизации объемы выплат оказались и вовсе копеечные. Тем не менее они предпочли перевести все льготы (кроме ЖКХ) в денежный эквивалент и выдать на руки деньги! Однако заложенные суммы в итоге оказались несопоставимы с реальной стоимостью услуг по предоставляемым льготам!

Постой, паровоз! Все купили билеты?

Перейдем к примерам! Скажем, ситуация с поездками в пригородных поездах. У федеральных льготников эта услуга входит в определенный законом социальный пакет. Проще говоря, сохраняется в натуральной форме, потому что российским правительством был заключен соответствующий договор с железной дорогой, в котором проезд льготника оценивается в сумму 40 рублей в месяц. Таким образом, почти 15 миллионов россиян, относящихся к льготникам федерального уровня, могут спокойно ездить в пригородных поездах, как раньше, бесплатно. Они просто приходят в кассу, предъявляют необходимые "корочки" (удостоверение личности и документ, подтверждающий право на льготы) и получают так называемый бесплатный билет. Если же предполагаются частые поездки, можно сразу получить проездной на один, два или даже три месяца.

Заметим, что в нашей стране есть и другие "бюджетные пассажиры". Это сотрудники силовых ведомств (МВД, Минобороны и т.п.), а также студенты и школьники, проезд которых по железной дороге регламентируется другими законами, и в данном случае речь о них не идет.

Татарстанские льготники должны будут с нового года покупать билеты на пригородные поезда за свой счет! Взамен они получают компенсацию, куда включена не только "монетизированная" услуга за пользование пригородной железной дорогой, но и многие другие услуги, которыми раньше заслуженные люди пользовались бесплатно. И все бы ничего, да только сумма компенсации настолько незначительная! На все про все - 200 - 300 рублей в месяц. На проезд и выкроить-то нечего. А он влетит в копеечку. Например, билеты от станции Казань до Васильево или Высокой Горы и обратно обойдутся бывшему льготнику в 30 рублей. Чтобы скататься на дачу в Бирюли, потребуется 40 рублей.

Бюджетный пассажир, в очередь!

Конечно, многие региональные льготники не ездят на электричках, поэтому вроде как они остаются в выигрыше. Ничего подобного! Стоит ли называть выигрышем те копейки, которые даже в самой бедной семье погоды не делают? Кроме того, всякое в жизни бывает. Сегодня электрички не нужны, а завтра они могут понадобиться. Возникает, например, необходимость съездить по железной дороге в соседний город. А возможно, ездить постоянно. Ведь с мая начинается огородный сезон, и количество людей, в том числе из числа льготников, пользующихся электричками, существенно возрастет.

Едем дальше! Представьте, как увеличатся очереди. Раньше чуть ли не каждый второй пассажир электрички спокойно проходил по своему удостоверению прямо в вагон. Конечно, региональные льготники, в большинстве своем люди старшего поколения, привыкли за годы советской власти к очередям, но вряд ли сейчас они испытывают по ним сильную ностальгию. Да и остальным пассажирам это радости не добавит.

Не стоит забывать и о том, что выплаты по льготам будут производиться не сразу, а через какое-то время. А ехать на электричке, возможно, придется уже сейчас. Да и получение денег, увы, нередко связано с нервотрепкой.

В итоге проблем набирается столько, что говорить, будто Татарстан грамотно разобрался с льготами на пригородные перевозки - значит, сильно кривить душой. Скорее у нас этот вопрос пущен на самотек: люди с ликвидированными льготами, как правило, пожилые, вряд ли кто из них возмутится. Похоже, что наши законодатели предпочли решать эту задачу, как говорится, чохом, не учитывая нюансы. Сразу вспоминается Лев Николаевич Толстой с его бессмертным "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Хотя "овраги" эти они вполне могли обойти, взяв на вооружение опыт регионов, которые предпочли использовать другую схему.

Например, в Чувашии правительство выплачивает железной дороге дотации на проезд льготников. И пассажиры приобретают льготные билеты. Реабилитированные лица и пострадавшие от политических репрессий - бесплатно, "тыловики" ВОВ с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года - за полцены, и половина стоимости билета оплачивается ветеранам труда при поездках, совершенных с 1 октября по 15 мая. Правительство Марий Эл тоже дотирует железнодорожные перевозки марийцев: все вышеназванные категории имеют 50-процентную скидку.

Более того. Ряд субъектов Федерации сохранили для своих льготников бесплатный проезд на электричках в полном объеме. Они заключили договор с железной дорогой, и те выплаты, что положены льготникам на проезд в пригородном транспорте, администрация региона перечисляет железнодорожникам. То есть по сути дела уравняли их в правах с федеральными льготниками, и теперь их старики не чувствуют себя ущемленными, имея возможность в любой момент проехаться на электричке, не неся никаких расходов.

Этой схемой, кстати, и решается отчасти проблема очередей, поскольку не приходится бабушкам свои копейки пересчитывать возле окошечка кассы, задерживая остальных пассажиров. А если ей необходимо ездить часто, то она сразу может взять проездной на весь месяц. И не будет потом жаловаться на жизнь кассирам, контролерам или проводникам, которые здесь абсолютно ни при чем. Да, эти регионы отказались от выплаты "живых" денег, но зато позаботились о живых людях. Может, и нашим законодателям стоило задуматься о последствиях принимаемых ими решений для наших стариков, и не только. За бортом реформы остались одни из самых незащищенных категорий. В Татарстане - это ветераны труда, лица, проработавшие в тылу не меньше 6 месяцев, дети-сироты, жертвы политических репрессий, соцработники, малоимущие семьи, одинокие малоимущие граждане, а также татарстанцы, награжденные знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР". Это те, кто до сего момента имел право бесплатного проезда. Своими действиями региональные власти открестились от них: выживайте как знаете!

Дмитрий ПОНОМАРЕВ.

 

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
На правах рекламы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 63-64 (3005-3006) [22.04.2005]
 

№ 54-55 (2996-2997) [08.04.2005]
Рустем АХМАДУЛЛИН

№ 38 (2980) [12.03.2005]
 

№ 32 (2974) [02.03.2005]
 
 

№ 11-12 (2953-2954) [28.01.2005]
 

№ 5 (2947) [15.01.2005]
По вагонам, платежеспособные!
 

№ 206 (2936) [21.12.2004]
 

№ 202 (2932) [11.12.2004]
 

№ 187 (2917) [13.11.2004]
 

№ 185 (2915) [10.11.2004]
 

№ 182 (2912) [03.11.2004]
Лилия ВИКТОРОВА

№ 181 (2911) [02.11.2004]
 

№ 176 (2905) [23.10.2004]
 
 
 

№ 173 (2903) [19.10.2004]
 

№ 172 (2902) [16.10.2004]
 

№ 171 (2901) [15.10.2004]
 

№ 153-154 (2883-2884) [17.09.2004]
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет