| № 16 (3790) | 04.02.2009 |
Техосмотр - на продажу
Хрен редьки не слаще
Российские законодатели приняли принципиальное решение - с будущего года передать техосмотр автомобилей в частные руки. В расчете на то, что новый порядок упростит и ускорит процедуру прохождения ТО, а заодно решит и проблему торговли талонами. Но в Москве автовладельцы уже бьют тревогу: еще не получив доступ к "кормушке", многие автосервисы поспешили объявить, что цены на эту услугу придется поднять.
Ответить на вопрос, как они себе представляют переход на новые рельсы, корреспондент "ВК" предложила трем респондентам: специалисту, который пока еще занимается вопросами ТО согласно должностным обязанностям - начальнику отдела технического надзора и регистрационной работы республиканского управления ГИБДД Радику Рамазанову, председателю городской организации Всероссийского общества автомобилистов Юрию Кулагину и водителю с 30-летним стажем. Последний тут же попросил на всякий случай не называть его имя в газете: "Вдруг кого невзначай обижу, а у меня машина старенькая, так что техосмотр и в этом году, и в будущем придется проходить".
- Правительственная комиссия приняла решение, а механизма его реализации нет, - сказал Радик Рамазанов. - Никто в ГИБДД пока не может сказать, как будет происходить передача функций. А ведь это потребует изменения целого ряда законов, приказов МВД, то есть нужна большая подготовительная работа. Возможно, ГИБДД полностью отойдет от дел, а возможно, будет участвовать в ТО на последнем этапе - в процессе выдачи талонов.
По его мнению, даже такое, частичное отстранение ГИБДД от техосмотра все-таки преждевременно. Мол, при российской всеобщей безалаберности у частника за деньги транспортное средство в любом состоянии пройдет осмотр... И вообще, коммерциализация ТО принесет облегчение сотрудникам ГИБДД - всё одной обязанностью меньше. А вот автовладельцам - вряд ли. Взять хотя бы цены - пока в Казани осмотр выливается в общей сложности в 360 рублей - 300 непосредственно за ТО, 30 - госпошлина, еще 30 - талон токсичности. А у частников все будет зависеть от конкуренции. Если она будет - цены сильно не задерут, а если нет? Впрочем, серьезным конкурентом для частников может стать сегодняшняя государственная станция техосмотра. На ней, в отличие от устроенных по "тупиковому принципу" (один заехал на ТО - другой не въедет, пока с ним не закончат), организован сквозной поток, стало быть, производительность высокая, а себестоимость одного ТО - низкая.
А вот Юрий Кулагин оказался двумя руками "за" частников:
- Не должен техосмотром заниматься тот, кто наказывает за его отсутствие. Во всем мире это прерогатива частников. Плата, наверное, поднимется, но в разумных пределах, если обеспечить конкуренцию. А для конкуренции достаточно, чтобы ТО занимались несколько фирм и хотя бы одна демпинговала. Это вполне реально. Что же касается опасности... В случае аварии экспертиза легко может выявить, почему произошло ДТП - из-за того, что при техосмотре не были выявлены и устранены неполадки, или из-за того, что неполадки возникли уже после прохождения ТО, вследствие эксплуатации. Вот, к примеру, если водитель не сумел вовремя затормозить из-за изношенности тормозных накладок, а машина вчера прошла ТО - тут же все ясно, верно?
А рядовой водитель, за плечами которого несметное количество разными - честными и не очень - способами пройденных техосмотров, сказал как отрезал: "Одни нас как хотели стригли, и другие стричь будут. А нам, баранам поневоле, какая разница - кто ножницы в руках держит?".
Анна АЛТЫНОВА
|