У нас все держится на честном слове, которое никто не держит. Борис ...



Авто / Мото
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 26 (3800)20.02.2009
Считаем деньги
Не забудьте включить таксометр!

По утверждениям автомобильных дилеров, в январе казанский рынок рухнул на 50 процентов. Основной причиной называют ужесточение с выдачей кредитов. Однако высказывается и предположение, что в кризис многие стали тщательнее считать деньги. Займемся и мы арифметикой.

Вы - молодой (скажем, 30-летний) мужчина, не обремененный иждивенцами: детей пока не нажили, родители, слава богу, здоровы и не на пенсии. У вас стабильная зарплата и, что немаловажно, есть дар убеждения. Предположим, что вы воспитывались в скромности и трезвости, и выражение "понты дороже денег" - не про вас. Вас вполне устроит автомобиль ценой около 300 тысяч рублей.

Проконсультировавшись в банке, получаем некие приблизительные цифры. Итак, вы можете приобрести машину в кредит на три года примерно под 18 процентов годовых, без первоначального взноса. Рассчитываться станете аннуитетными (равными) платежами. Тогда за три года вы выплатите 360 тысяч рублей (повторим, цифры здесь округлены для простоты дальнейших расчетов). Банк потребует, чтобы находящееся у него в залоге имущество было застраховано (КАСКО). При наличии приличного водительского стажа (например, 10 лет) страховка обойдется вам в 7 с небольшим процентов. При покупке эти проценты - от цены приобретения, на следующий год цена машины в результате естественного износа снизится на 10 процентов, на третий - еще на 10 процентов. За три года погашения кредита КАСКО встанет вам где-то в 57 тысяч рублей. За это же время ОСАГО составит еще 7 тысяч (при условии что страховой компании не придется расплачиваться за ваши аварии). Средневзвешенная цена места на охраняемой стоянке в Казани - 1200 рублей в месяц. Итого за три года набегает еще 43 тысячи с небольшим.

Средний (зима-лето, город-шоссе) расход топлива составит 9 литров на 100 км. Примем пробег за указанный период в 50 тысяч км (на этот пробег дает гарантию завод-изготовитель). По бензину он обойдется вам в 85,5 тысячи рублей (при цене топлива 19 руб./литр).

Если вы водитель аккуратный и в аварии не попадаете, но при этом желаете сохранить заводскую гарантию, то вам за эти 50 тысяч км придется четырежды заезжать на регламентное техобслуживание. Стоимость ТО с учетом расходных материалов составит 17,5 тысячи рублей (это, к примеру, для "Калины" - так нам сообщили в КАН-Авто). Поскольку у нас полгода лежит снег, то желательно запастись комплектом зимней резины, а это еще минимум 10 тысяч рублей. Ничего не забыли? Техосмотр новых машин теперь вроде не проводится - считается, что заводы выпускают автомобили пригодными к езде по дорогам общего пользования. Налог с транспортных средств пока в нашей стране более чем щадящий, и для авто с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил за три года составит всего 3 тысячи рублей.

Подобьем бабки:

Цена авто (с учетом кредита) - 360,0 тыс. руб.

Бензин - 85,5 тыс. руб.

Страховка (ОСАГО и КАСКО) - 64,0 тыс. руб.

Стоянка охраняемая - 43,0 тыс. руб.

Техобслуживание - 17,5 тыс. руб.

Зимняя резина - 10,0 тыс. руб.

Налог с транспортного средства - 3,0 тыс. руб.

Итого 583,0 тыс. руб.

583 тысячи рублей (на круг - больше, чем по 16 тысяч ежемесячно) - это та сумма, в которую обошлись 50 тысяч км езды. Или 11,66 руб. за один километр.

Это себестоимость в денежном выражении. Мы ведь не учитываем потери нематериальные: когда вы волнуетесь о кредите в первый раз (дадут - не дадут?) или ежемесячно (вдруг не успею внести платеж вовремя и машину отберут?). Боязнь: как бы машину не угнали. Страх: как бы ее, находящуюся в залоге у банка, не повредить в аварии. Переговоры с инспекторами ДПС тоже не повышают настроения. Про общение с ненавязчивым автосервисом и не говорим.

Когда в банке принимали решение о выдаче кредита, там считали, что при ежемесячных платежах в 10 тысяч рублей у вас должно оставаться достаточно средств на проживание. И потребовали справку, подтверждающую, что ваш ежемесячный доход составляет 22 тысячи рублей. Вы же из этих "прожиточных" тратили на машину еще 6 тысяч. Хотите сказать, что умеете жить на 6 тысяч в месяц? С учетом платы за жилье, телефон, питание, одежду... А ведь далеко не все платежи "размазываются" в помесячный график - некоторые надо платить целиком и сразу (страховка, техобслуживание). Заметим, что мы оперировали "мгновенными" величинами как средними, то есть считали, что сегодняшние цены на стоянку и бензин сохранятся в течение всех трех лет, а это, согласитесь, абсолютно невероятно! А, не дай бог, авария?

...В моем почтовом ящике то и дело появляются рекламки от фирм, предоставляющих услуги такси. В Казани их сегодня 46. И все предлагают кататься по цене 10 рублей за километр! Дешевле, чем обходится километр на собственной машине! Но проедете ли вы на такси 50 тысяч километров за три года? Надо честно себе признаться, что многие поездки окажутся не столь уж необходимы!

Впрочем, дабы избежать обвинений в лукавстве, подсластим пилюлю. По прошествии трех лет у вас останется не только послевкусие от пройденных 50 тысяч верст. В материальном виде будет еще и изрядно использованный автомобиль остаточной стоимостью не более 200 тысяч рублей. Его можно попытаться продать за эту сумму (и заплатить с нее налог!) и остаться "безлошадным". Или вложиться в приобретение следующего авто и снова заняться арифметикой. Третий вариант - продолжать ездить на этой же машине. Но тогда уже готовьтесь к вложениям в ремонты и обновление изношенных узлов.

Вот мы и дошли до главного. Автомобиль окупает себя, если ваш жизненный уклад и работа связаны с постоянными перемещениями. Но моя приятельница рассказала как-то, что у нее в отделе сотрудница купила очаровательный "Хюндай Гетц", исключительно чтобы быть "не хуже других". Ездит она на нем только на работу и с работы. Расстояние в один конец - 6 километров (по этой линии ходят четыре автобусных маршрута). За год автомобильчик не пробежал и пяти тысяч верст. Понты все-таки дороже денег?

Мои друзья в Вене, принадлежащие к среднему классу, отказались от собственного авто. У обоих супругов служебные офисы расположены в центре австрийской столицы. По их словам, только на поиск парковки уходило не меньше 40 минут. А уж стоит эта парковка... Хельмут показал мне свои расчеты и объяснил, что экономия из-за отказа от собственной машины позволяет им раз в две недели слетать на пару-тройку дней куда-нибудь в Испанию или Англию. Конечно, у нас такой замены не получится. Но 16 тысяч свободных рублей в месяц... Это если иметь в виду "бюджетный" автомобиль вроде "Калины". Для машины попрестижней цифры ощутимо уползут вверх!

Целью моих расчетов отнюдь не является попытка подрыва российского автомобильного рынка. Автомобиль в СССР слишком долго был дефицитом. И хотя уже выросло поколение тех, кто об этом дефиците не знает, тяга к собственному авто закрепилась на генетическом уровне. Европа же прошла через пик потребления автомобилей, задохнулась в пробках и возвращается в общественный транспорт.

Вам не кажется, что в феврале пробок на казанских улицах чуть поубавилось? Как будто машин стало поменьше. В Москве, например, уже формируется новый бизнес - аукционная продажа подержанных автомобилей, отобранных банками у тех, кто неспособен выплачивать кредиты. Так, может быть, стоит все-таки заняться несложными расчетами, прежде чем ставить перед собой задачу собственной автомобилизации?

Алексей СОЛОПОВ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Авто / Мото
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 45 (3819) [25.03.2009]
 
Инна СЕРОВА

№ 42 (3816)  [20.03.2009]
Инна СЕРОВА

№ 41 (3815) [18.03.2009]
Инна СЕРОВА

№ 37-38 (3811-3812) [13.03.2009]
 

№ 33 (3807) [04.03.2009]
Алексей СОЛОПОВ

№ 31 (3805) [28.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 26 (3800) [20.02.2009]
Не забудьте включить таксометр!
Алексей СОЛОПОВ

№ 25 (3799) [18.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 21-22 (3795-3796) [13.02.2009]
Инна СЕРОВА

№ 20 (3794) [11.02.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ
 

№ 16 (3790) [04.02.2009]
Анна АЛТЫНОВА

№ 12-13 (3786-3787) [30.01.2009]
 

№ 4 (3778) [16.01.2009]
Инна СЕРОВА
 

№ 2 (3776) [13.01.2009]
 

№ 1 (3775) [12.01.2009]
("Татар-информ".)
Инна СЕРОВА

№ 203 (3769) [23.12.2008]
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет