| № 43 (4003) | 09.04.2010 |
Автобус без присмотра
"Установим ограничение скорости, и пусть ползут"
Сельские школы в Татарстане закрываются и укрупняются, учеников с периферии в учебные заведения доставляют около 300 специальных школьных автобусов. С 2007 года в масштабах республики проводятся меры по обеспечению их безопасности: для автобусов по указке ГАИ выбирают наименее "аварийные" маршруты, их подключают к спутниковой системе слежения и оборудуют "алкозамками", которые должны гарантировать трезвость водителей... Но, как выясняется, все эти меры на практике не работают.
Вопрос о школьных автобусах стал гвоздем программы заседания правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Заместитель министра транспорта Павел Чернов, сообщив для начала о шокирующих результатах проверки технического состояния автобусов (в 24 обнаружены неисправности тормозов, фар и т.п.), огорошил сообщением: чтобы автобусы вообще могли передвигаться, нам приходится отключать "алкозамки" - устройства, которыми их только-только начали оборудовать.
Принцип действия "алкозамка" таков: если водитель, сев за руль, забыл дыхнуть в специальное устройство либо дыхнул в него перегаром, автобус не заведется. Завелся - можно ехать, но по первому запросу умного замка в него приходится снова и снова дышать в течение всего дня. Умная электроника в наших суровых условиях глючит. Дыши не дыши, а автобусы не заводятся либо заводятся, но глохнут на ходу. А ведь детишек в школу везти надо! И на местах упражняются в занимательной арифметике. Вначале "алкозамки" устанавливают, и, по отчетам, количество автобусов, оборудованных по последнему слову техники безопасности, прибавляется. А потом, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки школьников, "алкозамки" отключают. Как сообщил Чернов, из 25 установленных в прошлом году на школьные автобусы "алкозамков" 10 уже отключены.
Другая проблема лежит в области практического применения для слежения за автобусами систем спутниковой навигации. С 2007 года в Татарстане действует система GPS-навигации. На междугородных и школьных автобусах устанавливается специальное оборудование, благодаря которому за их передвижением и скоростью круглосуточно наблюдают диспетчеры в информационном центре минтранса. Благодаря чему в случае поломки, ДТП и прочих неурядиц в дело спасения пассажиров мгновенно включаются МЧС, скорая, ГАИ... Но это - идеальная схема, которая в действительности не работает.
Причину ее сбоя Павел Чернов приоткрыл на заседании комиссии лишь частично. Он сообщил, что сотня приобретенных недавно новых автобусов оборудована навигационной системой, которая не стыкуется с системой единой диспетчерской службы минтранса. И сказал, что оснащение автобусов нуждается в доработке, что, соответственно, требует денег. Но проводивший заседание комиссии и.о. руководителя аппарата кабмина Шамиль Гафаров деньгами разбрасываться был не настроен: "Кто писал техзадание на оснащение этих автобусов?.. Вы (имеется в виду министерство. - И.С.) указали свои требования? Значит, виноват завод, пускай переоснастит!".
О второй, куда более серьезной причине, по которой школьные автобусы даже с "правильной" системой навигации сейчас остаются без присмотра, на комиссии не было произнесено ни слова. А ведь с 1 января государственное учреждение "Дирекция АИУС-РТ" (так официально называется информационный центр минтранса) не финансировалось из бюджета республики. До апреля оно работало: зарплату сотрудникам выплачивали за счет коммерческих услуг, которые центр оказывает частным предприятиям, осуществляющим междугородные автобусные перевозки. Но в апреле дебет окончательно превысил кредит, и коллектив учреждения дружно отправился в административный отпуск, оставив у мониторов на все про все одного дежурного диспетчера...
Эту ситуацию сегодня не комментируют ни в минтрансе, ни в самом информационном центре. А начальник республиканской ГИБДД, давая блицинтервью журналистам перед началом заседания комиссии по безопасности дорожного движения, на вопрос, что будет дальше с системой слежения, лишь заметил, что отвечать за нее - не его компетенция, но он уверен, что систему удастся сохранить.
А то, что она в условиях татарстанской глубинки незаменима, косвенно подтвердил Павел Чернов, доложивший, что многие маршруты школьных автобусов проложены с нарушениями требований ГИБДД, по разбитым грунтовым дорогам, так что они ежедневно рискуют если не перевернуться, то поломаться. Чтобы реконструировать дороги, надо найти 6,104 млрд руб. Которых, разумеется, в бюджете нет.
- Понятно, что они не могут объезжать по 150 - 200 километров, чтобы добираться до всех пунктов маршрута по асфальту, - заметил Гафаров. - Давайте где-то разрешим ездить по грунтовым дорогам, а с этого года будем закладывать на это деньги.
- Может быть, не шесть миллиардов, а шесть миллионов для начала? - поддержал его начальник УГИБДД Рифкат Минниханов. - А пока установим ограничение скорости 40 км в час, и пусть ползут...
Анна АЛТЫНОВА
|