`Дорогие телезрители, - объявляет дикторша, - отодвиньте, пожалуйста, подальше от себя все ...



Авто / Мото
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 13 (2536)24.01.2003
Платить по счетам

Как и следовало ожидать, сообщение о начале сбора транспортного налога вызвало волну недовольства - платить не хочется никогда и никому. Не удивил и лейтмотив, выраженный в звонке в нашу "Минуту на откровение": "Двадцать лет езжу на своем "Москвиче-412" только летом на огород. За что же я теперь должен платить такие деньги?!" Для пенсионера новый налог, бесспорно, болезнен. Стыдно за государство, неспособное обеспечить благополучие уходящим. Но пора отдавать себе отчет, что автомобиль - не предмет первой необходимости. На него надо зарабатывать.

Учитывая, что в сфере потребления не государство подстраивает налог под возможности плательщика, а гражданин сообразует свои потребности с существующими налогами. Которыми в мире облагается не только (и не столько!) покупка, но и владение. В Европе совокупный объем страховых и налоговых платежей за пять лет соизмерим со стоимостью самого автомобиля. Тяжесть и неотвратимость налогового бремени являются действенными регуляторами рынка. Увеличение налога в зависимости от возраста автомобиля стимулирует, например, обновление парка. Впрочем, до того, как обновлять парк, его надо создать.

Когда-то "объект производства" ЕлАЗа решено было обсудить с народом - в соответствии с модными в ту пору демократическими веяниями (провести "маркетинг по-советски"). Одним из вариантов был "FIAT Uno". Возмущенные массы вопрошали в письмах: "Зачем нам такая плохая маленькая машина?" А речь шла о комплексе мощностью 900 тысяч автомобилей в год. Тираж предполагал звание "народного", в мировой практике - доступного, то есть дешевого и, соответственно, обделенного высокими потребительскими свойствами.

Конечно, сегодняшний "народный" не может обойтись без бензонасоса, как "Ford T" 1914 года, или без стартера, как послевоенный "Citroen 2CV". (Стартер у него позже появился, но аскетизм оставался основной чертой больше сорока лет - с производства его сняли в 1990 (!) году, аккурат в разгар дискуссии об объекте производства в Елабуге.) "FIAT Uno" кондиционером не комплектовался, но транспортные проблемы небогатой семьи 80-х годов ХХ века был в состоянии решать. А вот высоким требованиям советского покупателя не соответствовал...

Обозначение "2 CV" расшифровывается и переводится как "две лошади" - имеется в виду мощность двигателя, только не физическая, а "налоговая". Параметр настолько важен, что вынесен в название модели! Микролитражка меньше расходует топлива, облагается щадящими налогами, дешевле в страховании. Эти текущие расходы серьезно влияют на покупательские предпочтения. Любопытно, что еще в мае 2000 года на VII Международной автомобильной конференции в Москве о появлении этой тенденции в России говорил именно представитель Министерства по налогам и сборам. А автостроители ею давно руководствуются! Приснопамятный проект "АВВА" - тому подтверждение. "Калина", стартующая в будущем году, по сути, развивает эту тему, опуская основной продукт ВАЗа в меньший класс - "В".

Апокалиптические предсказания сокращения российского автопарка в случае введения обязательного страхования и нормального налогообложения вряд ли сбудутся, но многие автомобили поменяют хозяев. Увы, некоторые автолюбители со стажем не смогут позволить себе новую технику, а старые машины окажутся дороги в содержании или признаны несоответствующими современным требованиям безопасности и экологии (будет ли древний "Москвич" звонившего соответствовать жестким требованиям нынешнего техосмотра?). Недавние прогнозы безмерной емкости российского рынка несколько поблекнут. Для стимулирования продаж заводам придется изобретать кредитные или лизинговые схемы. Рухнет догма "массового платежеспособного спроса на уровне $4,5 тысячи". Эта планка "работала" при покупке машины за полную стоимость и отсутствии последующих платежей. Кто-то осмелится взять и что-нибудь подороже, если, скажем, $10 тысяч будут разложены лет на пять. Но не меньшую сумму за эти пять лет придется выложить еще и в виде налогов.

Противники "ФИАТа" на ЕлАЗе утверждали, что нашему автомобилисту и мешок картошки с базара доставить надо, и тещу на дачу вывезти, для чего микролитражка не годится. Но стоит ли весь год платить за "Газель", ворча на прожорливость и габариты, если ее возможности востребованы в пяти поездках?

Сказать, что мы как нация разучились считать деньги, нельзя. Просто теперь изменятся правила счета. Лидируют в их освоении мелкие предприниматели. Дизель "Штайр", обладающий массой несомненных достоинств, отлично себя зарекомендовавший даже в условиях жесткой эксплуатации маршрутных такси, удорожает "Газель" на две тысячи долларов. Всего-то? Но они лишают возможности окупить машину за год. А для предпринимателя именно это является важнейшим. И ГАЗ сворачивает программу "Штайр" из-за отсутствия спроса. Но это, пожалуй, единственный пример.

Разведя нас по ранжиру доходности, жесткая рука рынка заставляет по-новому оценивать необходимое и лишнее. Автомобиль, используемый исключительно для летних поездок на огород, во всем мире считался бы непозволительно роскошным излишеством.

Мы только начинаем учиться жить по средствам. Важно при этом не потерять стремление жить лучше.

Ведущий рубрики - Алексей СОЛОПОВ

 

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Авто / Мото
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 30 (2552) [21.02.2003]
 

№ 22 (2545) [07.02.2003]
 
 
 
 
 
 

№ 13 (2536) [24.01.2003]
 
 
Платить по счетам
 
 
Елена ЖЕЛЕЗНОВА

№ 4 (2527) [10.01.2003]
 

№ 204 (2519) [20.12.2002]
 
 
 
 
Елена ЖЕЛЕЗНОВА
 
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет