| № 13 (2536) | 24.01.2003 |
Шоферизада
"Начинаю дело. Получу машину в подарок"
|
Однажды десять лет назад: на демонстрацию трудящихся Владимир Зотов прикатил на велосипеде. | Владимир Зотов, свободный фотограф. Водительские права получил в 1958 году. За эти годы сменил 8 мотороллеров, 4 мотоцикла, а также автомобили "Opel" и "Renault". Сейчас ездит на... велосипеде.
- Вот уже три года как я без автомобиля. Так получилось, что разбил свой "Рено"-фургон о "КамАЗ": уснул за рулем, будучи на буксире. Ехали мы довольно долго, и меня убаюкали болтающийся впереди трос и мерное шуршание шин. "Рено" восстановлению не подлежал, а сам я пять месяцев провел на больничной койке.
Но могу поделиться впечатлениями о своих велосипедных прогулках по Дюссельдорфу, где я прожил некоторое время. По площади этот город больше, чем Казань. Население - меньше. Машин на дорогах - тьма. Но не видел ни одной битой или грязной. И никакой загазованности. За этим немцы следят с особым пристрастием, раз в два года проходя не липовый, а настоящий техосмотр. К техобслуживанию в Германии тоже не придерешься. Поэтому у немца в гараже все стены голые, без стеллажей. Зачем хранить запасное барахло, если любую техническую неполадку быстро и качественно устранит профессионал?..
Как известно, купить машину для работающего европейца - не вопрос. Зато иногда возникают проблемы противоположного характера. Скажем, в местной газете можно прочитать такое объявление: "Желающий взять в подарок автомобиль такого-то года может позвонить по такому-то телефону". Старую машину немцу легче отдать, чем платить за ее утилизацию... Или такое объявление: "Начинаю дело. Получу машину в подарок".
Признаюсь, от такого подарка я бы тоже не отказался. Хотя и на велосипеде в Германии ты вполне полноправный участник движения. А в некоторых ситуациях даже чувствуешь собственное превосходство. Согласитесь, у нас даже представить невозможно, чтобы на бессветофорном перекрестке притормозила многотонная фура и пропустила велосипедиста. В Дюссельдорфе я поначалу комплексовал и пытался уступить дорогу большегрузу. Но не тут-то было - водитель все равно не тронется с места, пока не пропустит человека на двух колесах.
Поразило меня и то, насколько продуманы у немцев проблемы инвалидов. В соседнем доме каждое утро я наблюдал такую картину. Дочь вывозила своего отца в инвалидной коляске на прогулку. Подкатывала ее к машине, нажимала кнопку, и из автомобиля выдвигалось специальное приспособление, которое подхватывало коляску и поднимало ее в авто.
Отдельно можно было бы рассказать и о работе общественного транспорта в Германии. Но не вижу большого смысла. О том, что по нему можно сверять часы, и так все догадываются. И что зайцев в трамвае нет. И что в сам трамвай можно заходить хоть в носках, если не побоишься испачкать ими трамвайный салон. Но что толку писать о немецком порядке. Наши городские власти вряд ли возьмут этот опыт на вооружение. Что, безусловно, обидно.
Фото Олега КОСОВА.
Елена ЖЕЛЕЗНОВА
|