| № 30 (2552) | 21.02.2003 |
Шоферизада
И академии не чужд
На московских автосалонах некоторые фирмы украшают свои стенды "настоящими" болидами "Формулы-1". Отдельным счастливчикам позволяют забраться в кокпит и сфотографироваться на память. Может быть, среди них есть и казанцы. Но вот тех, кто управлял "формулой" в настоящей гонке, среди наших земляков можно пересчитать по пальцам одной руки. Так что у главного ученого секретаря президиума Казанского научного центра Российской академии наук Германа СТИНСКОГО в этой сфере коллег немного.
- Конечно, советским "Эстониям" далековато было до болидов "F-1", но это были настоящие "формулы". И езда в них имела мало общего с обычной. Скажу честно: мне не очень понравилось. Кокпит оказался для меня тесноват, на только что полученной машине не успели как следует настроить подвеску. В общем, получив вместо заболевшего товарища необходимые команде зачетные очки, я с облегчением вернулся в "кузов" (так на спортивном жаргоне называются "обычные" легковые автомобили, участвующие в гонках). К тому же в спорте все-таки главное - результат, который является следствием тренировок. Если "кузовные" приемы еще можно было оттачивать на обычных дорогах (да простят меня бдительные сотрудники ГАИ!), то для "формул" необходима специальная трасса. А ее в России никогда не было. Этапы чемпионата РСФСР проходили на "Минском кольце", киевской "Чайке", рижской "Бикерниеки" или тбилисской трассе. Настоящего "кольца", кстати, нет в Отечестве и сегодня - слишком дорогое это удовольствие.
- Автогонки - еще один "спорт здоровых и богатых"?
- Так сложилось во всем мире. Но, парадоксально, автоспорт стал сегодня в России более доступен, чем в прежние времена. В 70-х в Казани, да и во всей Татарии, был, по сути, единственный автомобильный спортивно-технический клуб - "Икар" при ДОСААФ авиационного института. Какая уж тут массовость... Да и препон на всех уровнях хватало. А теперь - нашел спонсоров и вперед.
- Приобретенное в спорте помогает на дороге?
- В своей книге "Безопасная скорость" великий польский гонщик-раллист Собеслав Засада дает такое определение: это скорость, с которой конкретный водитель на конкретном автомобиле в конкретных дорожных условиях может справиться с любой неожиданностью. Выбирая скорость, водитель должен не только учитывать внешние факторы, но, что гораздо труднее, оценивать самого себя. Очень часто причиной аварий становится именно завышенная самооценка. В первую очередь, это свойственно молодым людям.
- Не случайно за рубежом для них и страховка дороже...
- К сожалению, сегодня молодой человек за рулем чаще принадлежит к категории "наездников". Прежде мальчишке приходилось доказывать преданность технике черновой работой, а она давала знания.
В студенческие годы у нас сложилась автомобильная компания. Машины, естественно, были поначалу отцовские, лишь к окончанию вуза обзавелись собственными. Начинали с "Запорожцев", покупая их после аварии и восстанавливая своими силами. Мы не только ездили, но и ремонтировали свои автомобили, некоторые подрабатывали автосервисом. Как-то приключилась такая история. В 1972 году ВАЗ выпускал всего две модели и красил их в шесть цветов. Это "разнообразие" нас здорово выручило. Один из нас попал в аварию - мелочь, но за пару часов последствия не скроешь. А утром его отцу надо куда-то ехать. Ладно в компании была "машина-близняшка". Мы быстренько перекинули обивку салона (она отличалась по цвету), комбинацию приборов (чтобы изменение пробега не вызвало подозрений) и, конечно, номера. И поставили в гараж совершенно другой автомобиль, хозяин которого был в командировке. Так получили дополнительные сутки на устранение неполадок. Следующим вечером все было возвращено на место, никто ни о чем не догадался.
И сегодня многие из "наших" сами лезут под капот своих машин не из желания сэкономить на автосервисе, а "для души".
Ведущий рубрики - Алексей СОЛОПОВ.
|