Для поступления в вуз нужны хорошие знания, знания и еще раз деньги ...



Экономика и цены
  « Предыдущие 20Следующая статья »  
№ 112 (3886)17.07.2009
Продуктовый шопинг
Есть будем свое, но меньше

Такая у нас традиция: как только кризис, так дружно начинаем спасать отечественного товаропроизводителя. Вот и в Минсельхозпроде РТ обсуждали недавно меры по продвижению продукции татарстанской пищевой промышленности в торговых сетях. Мероприятие было закрытым, и какие идеи родились за дверями ведомства, остается только гадать. Корреспондент "ВК" решил самостоятельно оценить ситуацию с местными продуктами.

Экскурсию я начал с секции "молочная продукция" магазина небольшой торговой сети, обслуживающей спальный район. С татарстанским товаропроизводителем здесь все было в порядке. Бесспорный лидер - "Татарстан сэтэ": до 70 процентов продаж в этой секции обеспечивает продукция под маркой "Вамин". Причем если непосредственно по молоку и кисломолочным продуктам за место на прилавке с ним еще могут поспорить другие производители, то по сырам конкурентов у "Вамина" нет. Раньше были импортные - из Европы, из Белоруссии. Но теперь подорожавшие европейские сыры наш массовый покупатель брать перестал. А с Белоруссией "молочная война" хотя официально и закончилась, но поставок как не было, так и нет.

Что касается качества отечественных сыров, то по соотношению цена - качество терпимо. Лучшую же молочную продукцию, на взгляд продавцов и покупателей этого магазина, выпускает зеленодольский молзавод. Правда, не всегда ее покупатели находят. С "Вамином" или "Эдельвейсом", говорят, таких проблем нет.

Естественно, весь хлеб местный. Хорошо уходит продукция 3-го хлебозавода и булочно-кондитерского комбината. Последний, кстати, выпускает неплохое печенье и вафли, хотя здесь конкуренция жесткая. Пенза и Чувашия давят. Торты тоже все наши: продукт этот скоропортящийся, возить издалека смысла нет. Поэтому сторонние производители, если хотят зайти на рынок, открывают производства здесь или поблизости. Пример тому - торты "Мирель": производители, кажется, челябинские, а производство развернули в Казани. Причем очень удачно зашли на рынок. Как раз когда "Бахетле" резко подняло цены на торты своего производства. Ну и, в общем-то, наказали "Бахетле": перехватили массового покупателя.

А вот шоколадно-конфетное производство мы свое потеряли. Профукали и макаронную фабрику. И зря, фабрика могла работать и на завозной муке, коль скоро наша на макароны не идет. Разумеется, на современном оборудовании, новых линиях фасовки. Именно так работают фабрики в Челябинске, Туле, Подмосковье и заваливают своей продукцией полстраны.

Нет или почти нет на полках магазинов местных консервов. Верхнеуслонский консервный завод, который раньше всю Казань обеспечивал, "прикончили". Одно время совхоз "Майский" пытался развернуть производство консервированных овощей. Торговцев власти даже просили их поддержать - брать на реализацию. Но 300 рублей за трехлитровую банку соленых огурцов! Не может столько стоить то, что растет у покупателя на даче. И по правде сказать, и свежие огурцы-помидоры, которые зимой завозят из Турции, даже с учетом доставки выходят дешевле местных.

У витрины колбасного отдела, заваленного "Атяшево", "Микояном" и марийскими колбасами, как не вспомнить историю казанского мясокомбината, продукция которого еще пару лет назад занимала их места. Тогда мясокомбинат обеспечивал процентов 70 - 80 продаж колбасного отдела. Сардельки "Дуслык" и сосиски КМК всегда были хитом продаж. Да и вареные колбасы и фирменную "Московскую" полукопченую брали неплохо. Но где-то в конце 2007-го - начале 2008-го колбасники резко подняли цены (причем не только наши), и народ колбасу брать перестал. Многие производители, видя такое дело, стали цены снижать, и существенно, а Казанский мясокомбинат - нет. В итоге балык КМК стоит 500 рублей, а йошкар-олинский - 300. В общем, продажи казанских колбас у нас упали с тех пор в 2 - 2,5 раза. Правда это или нет, но представители казанского мясокомбината, говорят, уже выходили на правительство с предложением запретить завоз "чужой" колбасы. Но им отказали: проблем с алкоголем хватает.

Вот так плавно переходим к главному достоянию республики в пищевой отрасли - "Татспиртпрому": полки с крепким алкоголем патриотично заставлены его продукцией.

А что касается озабоченности правительства по поводу продвижения местных товаров, скорее всего, она связана с активностью в Татарстане российских торговых сетей экономкласса типа "Магнита", "Пятерочки", "Карусели". Логистика этих сетей выстроена таким образом, что головные структуры закупают товары централизованно - в огромных количествах по минимальным за счет объема ценам. Это позволяет им держать низкие розничные цены. Что бьет и по татарстанским производителям, которые не попадают в их списки, и по местным торговым сетям, особенно таким как "Бахетле". Сеть эта, как вы понимаете, у нас на особом положении - и в лучшие годы хотя бы один магазин российских торговых сетей в радиусе километра от "Бахетле" найти было трудно. Но сейчас это уже не помогает. Да и как поможет - народ и хлеб-то перестает покупать: в магазине, где я был на экскурсии, продажи упали на 8 процентов. Для такого товара это очень много.

Фото Юрия БЕЛЯЙЧЕВА.

Рустам ВАФИН

Версия для печати


  « Предыдущие 20Следующая статья »  
Экономика и цены
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 112 (3886) [17.07.2009]
Есть будем свое, но меньше
Рустам ВАФИН
Валентина ПАХОМОВА

№ 111 (3885) [15.07.2009]
Луиза ИГНАТЬЕВА
Валентина ПАХОМОВА

№ 110 (3884) [14.07.2009]
 

№ 109 (3883) [10.07.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 108 (3882) [08.07.2009]
Валентина ПАХОМОВА

№ 107 (3881) [07.07.2009]
Валентина ПАХОМОВА

№ 106 (3880) [03.07.2009]
Валентина ПАХОМОВА

№ 104 (3878) [30.06.2009]
 

№ 103 (3877) [27.06.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 100 (3874) [24.06.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 98 (3872) [20.06.2009]
Валентина ПАХОМОВА

№ 97 (3871) [19.06.2009]
 
Луиза ИГНАТЬЕВА

№ 95 (3869) [16.06.2009]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 93 - 94 (3867 - 3868) [11.06.2009]
 
 

№ 89 (3863) [05.06.2009]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 85-86 (3859-3860) [30.05.2009]
Валентина ПАХОМОВА

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет