| № 125 (3899) | 18.08.2009 |
Везу, куда хочу
Перевозчикам "пропишут" тарифы 2009 года
Накануне утверждения тарифов на пассажирские перевозки на 2010 год минтранс взялся за аудит скрытых издержек автотранспортных компаний, что мешают сохранению нынешней стоимости проезда на внутригородских и междугородных линиях. Чтобы уложиться в "тарифное ложе", перевозчики готовы пожертвовать пассажиром: сокращают маршрутную сеть и частоту рейсов.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта РТ в минувшую пятницу заслушало в присутствии прессы отчет крупнейших перевозчиков о результативности антикризисных мероприятий, предпринятых ими в связи с сокращением на 30% пассажиропотока. Перевозчики не обманули тревожных ожиданий: маршрутная сеть сократилась. Этот общий для всех выход из кризиса показала корпорация "Татавтотранс", которая обеспечивает автобусное сообщение сельских райцентров с Казанью и между городами республики (всего 238 маршрутов). "Татавтотранс" транспортный гордиев узел объехал:
- Для минимизации транспортных расходов была оптимизирована маршрутная сеть на всех видах перевозок, - сообщил замгендиректора корпорации Геннадий Миронов. - На городских маршрутах количество рейсов сокращено на 25%, на пригородных - на 19%, на междугородных осталось прежним. При этом общая маршрутная сеть сократилась на 3 - 5%. Новый режим движения автобусов согласован с органами местного самоуправления.
Этой же дорогой поехали остальные перевозчики: к примеру, в Нижнекамске меняют даже расписание движения трамваев, отправляя большую часть вагонов в рейс лишь в часы пик. По словам представителей нижнекамского "Горэлекротранспорта", в центре города люди чаще всего ездят на велосипедах, предпочитая сберечь 10 рублей за проезд. Транспортники тоже не прочь сэкономить и подчас не выходят в рейс. Тучи сгустились и над небесными перевозчиками: АК "Татарстан" сократила частоту полетов в Москву, а Бугульминское авиапредприятие отменило рейсы "Нижнекамск - Москва". По оценке минтранса, на оптимизации маршрутной сети транспортники "заработали" 207 млн рублей дотаций для республиканского бюджета.
Это не понравилось минтрансу. Если так дальше пойдет, то ехать будет некуда, заподозрило опасность руководство и потребовало от перевозчиков сменить курс, ориентируясь на "Башавтотранс":
- Если сравнивать "Татавтотранс" и "Башавтотранс", то они одинаковые, но подходы к бизнесу у них разные, - обратился к перевозчикам замминистра Асгат Галиахметов. - У них издержки на ремонт сократились в 15 раз, когда весь парк автобусов они перевели на обслуживание в три сервисных центра, а у нас у каждого перевозчика - своя служба. У них водители начали объявлять посадку за полчаса, а наши - все еще за десять минут до отправления. У них выручка выросла на 12%, а у нас упала на 24%. Вы говорите, что сокращаете городские и пригородные маршруты, а они - расширяют. Стоило им снизить тарифы на 10%, как выручка выросла на 12% - больше людей стало ездить. Все эти организационные преобразования не требуют затрат.
Спорить с замминистра на совещании перевозчики не стали.
А вчера замгендиректора корпорации "Татавтотранс" Геннадий Миронов назвал корреспонденту "ВК" претензии минтранса необоснованными.
- Я не хотел тогда вступать в полемику, но у "Башавтотранса" есть полномочия для проведения централизованных мероприятий по ремонту, закупкам, а у нас - нет. Мы просили минтранс разрешить нам создать единую управляющую компанию (подразделения Татавтотранса имеют разных собственников. - Л.И.), но концепция, разработанная нами, так и осталась лежать в минтрансе. Нет эффекта и от снижения тарифов. В этом году Чистопольское АТП снизило стоимость проезда с 7 до 5 рублей, но к росту выручки это не привело. На мой взгляд, нужно создавать здоровую конкурентную среду на рынке. Ведь от активности серых перевозчиков мы теряем до 6 млн рублей в месяц на междугородном направлении. Вот о чем должна болеть голова у минтранса!
Между тем минтранс подготовил заявку в комитет по тарифам по формированию стоимости проезда в пассажирском транспорте в 2010 году. В минтрансе считают, что повышение тарифов приведет к оттоку пассажиров, и поэтому предлагают сохранить их на нынешнем уровне. А перевозчикам выписали прежний рецепт: сокращайте издержки. Для общественного транспорта Казани тарифы утверждены: в будущем году цены останутся прежними. Опыт "Башавтотранса" не учли.
Луиза ИГНАТЬЕВА
|