| № 183 (3957) | 25.12.2009 |
По-хозяйски
Кул Шариф и Сююмбике стали товарными знаками
Выпускать сувениры, пельмени, водку и чак-чак с видами Казанского кремля на этикетке впредь сможет лишь тот, кто заключит с музеем-заповедником лицензионное соглашение. На днях дирекция музея запатентовала в качестве товарных знаков графические изображения кремлевского ансамбля и его отдельных объектов, а также их словесные обозначения на русском, татарском и английском языках.
Как рассказал корреспонденту "ВК" директор музея-заповедника Рамиль Хайрутдинов, работа по регистрации прав продолжалась два года. На прошлой неделе в Казанском кремле получили последний патент. Всего их восемнадцать.
- Идея витала в воздухе и, естественно, обсуждалась на различных уровнях, в том числе в администрации президента, - говорит Хайрутдинов. - Мы закрепили за собой право на объемные изображения - с какой бы стороны ни фотографировали Кремль и панорамные виды, а также словесные обозначения. Получение прибыли, конечно, предполагается, но основная задача - уйти от "серого" рынка сувениров, упорядочить выпуск товаров с символикой Кремля и поднять ее на высокий уровень. Чтобы организации, которые используют эту символику для привлечения прибыли, разыгрывали между собой право размещать на сувенирах или упаковке кремлевские объекты.
- А запретить использование символики на товарах, которые вы посчитаете недостойными, сможете?
- Да. Но работа только начинается. Закончить думаем до 2013 года.
...Заглянув в пару казанских продуктовых магазинов, корреспонденты "ВК" обнаружили на полках всего десяток товаров, продвигаемых компаниями Татарстана под "кремлевскими" брендами. Среди них лидирует мечеть Кул Шариф, которую размещают на упаковках колбасы, пельменей по-мусульмански и по-татарски, сигнализируя покупателю: "Все халяль...".
На втором месте у местных производителей - панорамный вид Казанского кремля. Чаще всего свежезапатентованные изображения встречаются на товарах компании "Ак Барс торг". Немного странным это выглядит лишь на упаковке муки "Алтайская", хотя не лепить же сюда барса?
На третьем месте в списке кремлевских изображений на продтоварах - башня Сююмбике. Зато имя царицы более востребовано производителями: им называют десерты, конфеты и торты.
- В принципе, мы никому платить не собираемся, хотя, конечно, надо сначала узнать, какой будет цена вопроса, - комментирует кремлевское "ноу-хау" коммерческий директор Казанского булочно-кондитерского комбината Владимир Голяков. - Как оценить, какую роль в продвижении товара играет изображение Кремля. Просто узнаваемо. Ведь больше-то в Казани ничего не осталось. Не улицу же Чуйкова там рисовать.
По словам замдиректора ОАО "Вамин-Татарстан" Зуфара Рашидова, в ближайшее время компания полностью обновит дизайн продукции, и останутся ли в нем виды Кремля - еще вопрос. А вот директор "Казанской сувенирной компании" Сергей Вдовин никак не может поверить в случившееся:
- Производители сувениров шокированы. Кремль ведь не частная собственность, а достояние всех! Неужели частник тоже мог бы получить патент? Не могу понять, насколько это законно... И что нам теперь делать? Ведь очень много готовой продукции, рассчитанной на продажу в ближайшие два, а то и три года... Хотя если деньги от реализации сувениров с видами Кремля пойдут на его реставрацию, то, наверное, это будет логично.
Часть производителей считает, что, зарабатывая на изображениях минаретов Кул Шарифа и кремлевских стен, они продвигают не только свой товар, но и бренд Казани в целом. А руководство музея-заповедника ссылается на федеральный закон "О музейном фонде", в котором говорится, что производство товаров народного потребления, а также изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции с изображением объектов культуры и культурного достояния возможно с разрешения дирекций музеев.
"Частнику такой патент никогда бы не дали", - утверждает директор авторского агентства "АртПатентЪ" Григорий Бусарев, занимавшийся регистрацией товарных знаков "Казанского кремля". По его словам, через подобную процедуру уже прошли Государственный Эрмитаж и Московский Кремль, дошла очередь и до Казани. Так что скоро производители начнут получать извещения о нарушении прав и предложения узаконить эксплуатацию чужого товарного знака "на определенный срок и за определенное вознаграждение". Сколько же будет стоить это право, пока не сообщается. Известно уже, впрочем, что с компаниями-нарушителями музей готов судиться. Размер компенсации правообладателю независимо от наличия убытков может составить от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Ирина ПЛОТНИКОВА
|