| № 42 (4002) | 07.04.2010 |
Штучное производство
Надежды авиастроителей не оправдались
С вхождением в конце прошлого года КАПО им. Горбунова в Объединенную авиастроительную корпорацию ситуация с производством туполевских машин кардинально не изменилась. Заказы на поставку "тушек" можно пересчитать по пальцам одной руки.
По данным профсоюза работников авиационной промышленности Федерации профсоюзов РТ, гарантированные заказы на три дальнемагистральных лайнера "Ту-214" специального назначения КАПО получило только от Государственной транспортной компании, обслуживающей президента и правительство РФ. А два первых среднемагистральных самолета "Ту-334" опытной партии, доведенных до типовой конструкции, объединение намерено передать авиакомпании "Татарстан".
- Причем КАПО хочет передать их чуть ли не за счет своих средств. Об этом стало известно при подписании в прошлом месяце коллективного договора руководителей и работников предприятия, - говорит председатель профсоюза работников авиационной промышленности Равиль Фасхутдинов. - Целью этой акции является продвижение среднемагистральных лайнеров на авиационный рынок. В объединении, видимо, полагают, что появившийся на маршрутах нашей авиакомпании новый самолет привлечет внимание российских и, возможно, зарубежных авиаперевозчиков.
Кстати, о том, что КАПО и Объединенная авиастроительная компания должны сами сформировать портфель заказов на "Ту-334", заявил в прошлом году глава Минпромторга РФ Виктор Христенко при посещении казанского объединения. "Если у машины твердые заказы, то нет тех помех, которые позволили бы ее будущее рассматривать в печальных тонах", - сказал министр. Только вот будущее в светлых тонах все еще не просматривается. По словам Равиля Фасхутдинова, новых заказов, кроме трех "Ту-214" и двух "Ту-334", КАПО пока не поступило. Хотя объединение в состоянии выпускать, как считают эксперты, до двадцати "тушек" в год. Между тем на международных авиакосмических выставках в Казани представители федерального правительства говорили, что "Ту-334" должен прийти на смену устаревшим "Ту-134", "Ту-154", "Як-42". Даже называли, сколько нужно новых самолетов авиаперевозчикам - не менее 270 машин.
Но надежды казанских авиастроителей максимально загрузить не только основное, но и вспомогательное производство не оправдались.
Заказы, поступившие несколько лет назад от таких крупных компаний, как "Мотор сич", "Кавминводыавиа", "Татарстан", на выпуск ориентировочно 114 среднемагистральных "тушек", были отозваны. Авиаперевозчики, похоже, решили, что им выгоднее закупать подержанные "Боинги", которые в два-три раза дешевле новых российских самолетов. Ну а федеральное правительство в последнее время стало делать ставку на серийное производство не "Ту-334", а другого ближнемагистрального самолета - "Суперджет", в бизнес-проекте которого участвуют ОАО "ОКБ "Сухой", американская корпорация "Боинг" и одна французская компания.
- Обидно, конечно, что у казанского авиапредприятия мало заказов на гражданские самолеты, - сетует Равиль Фасхутдинов. - И что даст размещение на КАПО совместного с европейскими концернами производства компонентов из композиционных материалов для зарубежных лайнеров "А 320", трудно пока сказать. Но все же, на мой взгляд, не стоило бы заниматься этим проектом. Ну зачем превращать предприятие в агрегатное производство! Мы должны делать свои самолеты, ведь они всегда считались одними из самых лучших в мире. А что можно думать о государстве, в котором авиакомпании оснащаются старыми самолетами зарубежного производства?! Но и профсоюзы виноваты. Нам надо активнее защищать интересы своих авиапроизводителей.
Однако о том, что количество заказов на производство гражданских "тушек" резко сократится, было известно еще в прошлом году, когда Федеральное агентство по управлению госимуществом передало стопроцентный пакет акций КАПО, находящийся в федеральной собственности, в уставный капитал ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". В новой структуре корпорации казанское объединение составило бизнес-единицу "Специальная и стратегическая авиация". А это значит, что объединение должно выпускать воздушные суда в основном военного и специального назначения и заниматься ремонтом и модернизацией бомбардировщиков. Тогда по поводу такой специализации в республике никто не возражал.
Валентина ПАХОМОВА
|