| № 68 (3426) | 04.05.2007 |
Таблетка под язык
"Отвечать прямо на вопрос, сколько еще останется право на бесплатную медпомощь, я не могу и не хочу"
Вчера член Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Михаил Рокицкий и председатель Комитета Госсовета РТ по социальной политике Чингис Махмутов рассказали журналистам о том, как законотворческая деятельность в России влияет на здоровье.
В частности, Михаил Рокицкий рассказал о бескомпромиссной позиции, которую занял Комитет Госдумы в важнейшем вопросе: кого следует коррумпировать производителям лекарств - врачей или аптеки. Законопроект, представленный в комитет при участии фармпроизводителя Владимира Брынцалова, вводил норму о том, что врач должен указывать в рецепте не торговое наименование лекарства (например, Аспирин Кардио), а название его активного действующего вещества (ацетилсалициловая кислота). Тогда аптека сама подсказывала бы предъявителю рецепта, отдать ли ему деньги отечественному производителю за ацетилсалициловую кислоту или иностранному - за аспирин в оболочке, который начнет растворяться именно в той части желудочно-кишечного тракта, в какой нужно. Разумеется, сообразили депутаты, фармпроизводителям намного проще и удобнее подкупать аптеки, чем врачей, - и решительно встали за права врачей...
А в разработку особого законопроекта об охране здоровья детей члены Комитета Госдумы вкладывали весь свой жизненный опыт и профессиональную страсть - особенно в разработку понятия "небрежное отношение к здоровью детей". Так, г-н Рокицкий до сих пор не может без возмущения вспомнить мамаш, дети которых обварились кипятком, сдернув на себя скатерть с обеденного стола, а ведь в доме, где есть малолетний ребенок, не должно быть скатертей! А еще в развитых странах Запада, напомнил Михаил Рокицкий, родителей, оставляющих детей до семи лет одних дома, наказывают в административном порядке.
Ну понятно же: если родителям приспичило работать, а с детсадами напряженка, нужно нанимать няню, а если родители этого не делают, то лишь потому, что небрежно относятся к будущему нации, и за это их, бесспорно, следует бить рублем. И вот этот, столь тщательно разрабатываемый проект застопорился после отзыва правительства, что предметы его предполагаемого регулирования уже регулируются целым рядом действующих законов...
Ответственность родителей за охрану здоровья детей - это, конечно, прелестно, но хотелось бы также некоторой уверенности в том, что и государство не намерено вовсе отказаться от своей части ответственности в сфере здравоохранения. Об этом и был вопрос "ВК":
- Руководители здравоохранения Казани убеждают медицинские учреждения города готовиться к преобразованию в автономные некоммерческие организации (АНО). Плюсы такого преобразования, конечно, соблазнительны: все, что АНО заработает на платных услугах, остается в распоряжении этой организации... Однако по Конституции РФ право граждан России на бесплатную медицинскую помощь реализуется исключительно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - АНО же таковыми не являются. Значит, наше конституционное право на бесплатную медпомощь просуществует лишь до преобразования нынешних гос- и муниципальных больниц и поликлиник в АНО. Так сколько, по-вашему, еще устоит это право?
- Отвечать прямо на вопрос, сколько еще останется право на бесплатную медпомощь, я не могу и не хочу, - признался Михаил Рокицкий. - Но, между прочим, вы сами знаете уровень нынешней бесплатной медпомощи...
Депутат Госдумы сообщил, что каждое новое напоминание о предстоящем преобразовании в АНО вызывает у него большую тревогу. Но тут же и успокоил всех собравшихся: глава минсоцразвития Михаил Зурабов, по мнению г-на Рокицкого, смог сделать так, чтобы закон о некоммерческих организациях пока не распространялся на сферу здравоохранения.
Михаил Зурабов, конечно, могущественный чиновник, но главное - гениальный, по признанию самого Михаила Рокицкого, оратор, который может убедить кого угодно в чем угодно. На самом же деле (я в этом вчера на всякий случай убедилась) норма об АНО в здравоохранении по-прежнему на своем месте, т.е. в законе о некоммерческих организациях.
Чингис Махмутов, не подвергающийся регулярному воздействию гипнотического ораторского дара главы федерального минсоцразвития, вернул разговор в русло реальности. Да, возможность преобразования обсуждается, признал он, ведь зарплаты в гос- и муниципальных учреждениях здравоохранения так малы, - но лишь как один из путей реформы. Пока в пилотный проект реформирования входят лишь 12-я горбольница Казани (но она и так АО) и стоматучреждения (но их услуги и так на 80 процентов платные).
Таким образом, можно предполагать, что до весны следующего года массовой "автономизации" медучреждений не произойдет - какая власть способна решиться на такое в преддверии думских и президентских выборов?! Ну а как будет дальше, устоит ли нынешняя тенденция - это, безусловно, как раз и решат результаты выборов.
Марина ЮДКЕВИЧ
|