Деньги, как кислород:
мало - задыхаешься,
много - голова кружится.



Медицина
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 112 (3470)14.07.2007
Таблетка под язык
На что жалуетесь, больной? - На медицину...

Старая песенка студентов-медиков утверждает, что "патанатом - лучший диагност". А современная практика здравоохранения может пополнить список подобных афоризмов утверждением, что страховая медицинская компания - лучшая жалобная книга. Ведь к страховщику обычно приходят жаловаться, когда история болезни уже закрыта и бояться испортить отношения с лечащим врачом не приходится. Или если лечение еще не закончилось, а отношения уже безнадежно испорчены... Так что уж тут недовольные "вываливают" все, как на приеме у психоаналитика - иногда и такое, о чем лучше бы умолчать.

Разумеется, самые обширные и репрезентативные "жалобные книги" бывают у компаний, работающих в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), поскольку это наиболее обширный рынок медстраха. В Татарстане с этим совсем просто: страховщиком по ОМС всего неработающего и львиной части работающего населения является компания "Ак Барс-Мед", в ее-то "жалобную книгу" и решила заглянуть "ВК".

- Самое типичное нарушение из тех, с которыми приходится сталкиваться, - взимание денег за то, что должно делаться бесплатно по программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, - говорит начальник отдела защиты прав застрахованных "Ак Барс-Меда" Альбина Юнусова. - Платными необоснованно оказываются и медикаменты, и расходные материалы, и услуги (чаще всего - диагностика). На втором месте по количеству жалоб - качество медпомощи, а на третьем - грубость врачей и медперсонала.

- О программе госгарантий оказания бесплатной медпомощи сами медики чаще всего говорят, что в ней главное - не бесплатная медпомощь, а бесплатные госгарантии. В том смысле, что денег, выделяемых государством по этой программе (и в виде тарифов ОМС, и, при некоторых видах лечения, прямо из бюджета) абсолютно недостаточно для того, чтобы лечить людей бесплатно и качественно.

- "Тарифы низкие" - это мы часто слышим. "Мы в тариф уложились", - так больницы отвечают, когда мы предъявляем претензию, что пациенту пришлось самому докупать медикаменты. Что вы, мол, хотите, если при этой болезни на лечение предусмотрено, например, 100 рублей в день, а чтобы больного вылечить, нужно 150... Но некоторым в этой же больнице дорогостоящих лекарств вовсе не надо (например, лежит призывник на обследовании или человек, претендующий на инвалидность), а за них больница тоже получает полностью по тарифу - так что из этих денег больница может покрывать недостаток средств на лечение другого пациента, есть в ОМС такое понятие - "солидарная ответственность".

А еще ведь у каждого лечебного учреждения есть план по платным услугам. План этот надо выполнить, да и сами лечебные учреждения в этом заинтересованы - часть денег от оказания платных услуг остается у них... В результате вовсе не редкость, что любыми способами лечебное учреждение пытается добиться от пациента отказа от бесплатной услуги. По существующему порядку процедура выбора должна выглядеть так. Врач подробно объясняет пациенту: вот эти услуги оказываются бесплатно, они заключаются в том-то, а эти - платные, они отличаются тем-то...

- Не объясняют?

- Объясняют... Вот так: "Можно вам гипс наложить, и будете полгода гнить. А можно прооперировать и вставить платно пластины, будете как новенький".

- Но это же правда. Так - гнить, а эдак - как новенький.

- Правда. Только постановка этих пластин тоже входит в программу госгарантий! Проблема в том, что не все больницы их закупают, но это, согласитесь, не отменяет права пациента получить гарантированную ему государством бесплатную медпомощь... А вот представьте ситуацию, она реально имела место: пациента везут на операцию, уже и премедикация произведена, и тут дают ему бумагу: "Распишитесь!". А в бумаге: "Информирован, что существует бесплатный способ... отказываюсь, выбираю платный, никаких претензий к лечебному учреждению не имею..." Красиво? Ну после операции-то он в себя пришел и - к нам, жаловаться... Конечно, злоупотребление "платностью" - далеко не во всех больницах. Но есть такие - ну просто караул! Центральная больница одного из соседних с Казанью районов, поступает больной с тремя переломами, вокруг него ходят люди в белых халатах и время от времени роняют: "Готовьтесь платить. Сколько - потом посчитаем, но готовьтесь...". 100 тысяч рублей, 200 тысяч - вот такие суммы фигурируют в жалобах...

- Ну и как, удается вам "отбить" такие деньги для своих застрахованных?

- За прошлый год при нашем участии людям удалось вернуть 60 тыс. рублей. В первой половине этого года - уже 91 тысячу. Все эти деньги - возмещение за лекарства, которые пациенты покупали, находясь на стационарном лечении; а вот когда больной передает деньги врачу из рук в руки - этого, разумеется, не компенсируешь ни по какому гражданскому суду.

- Это в основном в районах такие нарушения?

- Не только, и не во всех районах. Вот, например, из Атни жалоб практически не поступает. Это, наверное, не значит, что там людям никогда не приходится самим покупать лекарства при стационарном лечении... но раз люди терпят, значит, все это не имеет шокирующего масштаба. А вот в других районах с медикаментами в лечебных учреждениях, судя по жалобам, - шаром покати! А среди казанских и республиканских больниц есть такие "передовики капиталистического соревнования"!.. Оказывается в известной больнице платная услуга - вообще-то, вместо положенной бесплатной, но вроде как официально, и чек выдают. Но на чеке значится, что оказало услугу и получило деньги некое ООО. Обращаемся в больницу с закономерным вопросом, а там отвечают: "У нас такого ООО нет".

- Ну а что с претензиями к качеству медпомощи? Очевидно, если эти претензии серьезны, то пациенты, даже пользуясь вашей помощью, могут удовлетворить их только через суд?

- Точнее будет сказать, что они с нашей помощью пытаются удовлетворить свои претензии через суд... Сделать это достаточно сложно, но нередко это удается. Из 12 дел, в которых мы участвовали менее чем за год, удалось выиграть 9. Сумма возмещения - более 40 тыс. рублей. Почему не всегда удается выигрывать? И корпоративность в медицине очень велика, это все знают, и я, в прошлом практикующий врач, хорошо это знаю. И что "два врача - три мнения", тоже правда...

- И плюс к тому руководители здравоохранения, даже, в общем, видя недостатки в работе врачей, все равно в суде будут их защищать, поскольку проигрыш означал бы, что придется отдавать деньги.

- Но вот, например, в Пермском крае куда более обширная, чем у нас, практика успешного судебного разрешения таких конфликтов. Так что нам предстоит активизировать свою работу и в этом направлении. И хотелось бы, чтобы сами пациенты, когда они в процессе лечения сталкиваются с чем-то, что кажется им непонятным или неправильным, активнее пользовались фразой, знакомой всем нам по заграничным фильмам: "Сначала я посоветуюсь со своим страховщиком", тем более что его телефон указан в полисе у каждого застрахованного. Ведь предотвратить легче, чем лечить...

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Медицина
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 151 (3509) [22.09.2007]
 

№ 147 (3505) [15.09.2007]
Елена МЕЛЬНИК
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 146 (3504) [14.09.2007]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 145 (3503) [12.09.2007]
 

№ 139 (3497) [01.09.2007]
Марина ЮДКЕВИЧ
 

№ 138 (3496) [29.08.2007]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 134 (3492) [22.08.2007]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 130 (3488) [15.08.2007]
("Татар-информ".)

№ 124 (3482) [04.08.2007]
Евгений АКСЕНОВ

№ 123 (3481) [03.08.2007]
Инна СЕРОВА

№ 120 (3478) [28.07.2007]
Евгений АКСЕНОВ
 

№ 118 (3476) [25.07.2007]
Евгений АКСЕНОВ
 

№ 114 (3472) [18.07.2007]
Валентина ПАХОМОВА

№ 112 (3470) [14.07.2007]
 
На что жалуетесь, больной? - На медицину...
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 110 (3468)   [11.07.2007]
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет