| № 82 (3856) | 26.05.2009 |
Сердечная недостаточность
Операции откладываются. Оперировать нечем
Месяц назад в РКБ прекратили делать операции, помогающие вернуться к нормальной жизни больным, страдающим нарушением сердечного ритма. О том, что операции радиочастотной аблации (прижигание источника аритмии) откладываются, а докторов руководство клиники отправило в отпуска, в "ВК" сообщили больные - сами медики по этому поводу тревогу не бьют.
Прикосновенный запас
- Почему не делаются операции? Из-за отсутствия электродов, - ответил корреспонденту "ВК" по телефону заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии №3 Тахир Габитов. - Больных у нас много, их количество ежегодно растет. В этом году РКБ получила от минздрава госзаказ на 150 операций. А нуждающихся в операциях, по нашим подсчетам, в республике несколько десятков тысяч.
Габитов пояснил, что круг таких пациентов во всем мире, и у нас тоже, очень широк. Но есть аритмии, угрожающие жизни пациентов и требующие немедленного хирургического вмешательства: таких операций в республике ежегодно проводится 10 - 20. И, по уверениям завотделением, они и сейчас выполняются. А есть аритмии, которые жизни больных не угрожают, но так называемое качество жизни существенно снижают - уменьшают работоспособность. В РКБ ежегодно поступает 100 - 200 таких пациентов, их тоже оперируют, но они могут ждать - вот как раз для них-то операции и отложены из-за отсутствия электродов. Третья группа страдающих аритмиями уже очень широка, счет их идет на тысячи. Это люди, которые сохраняют работоспособность, но испытывают дискомфорт от заболевания, более серьезные последствия болезни могут у них проявиться лет через 10 - 20. И наконец, четвертый, еще более широкий круг больных аритмией - те, кто ощутимого дискомфорта не испытывает.
Современная медицина ориентирована на то, чтобы оперировать первые три группы (окончательный выбор - оперировать или лечить медикаментозно - остается за врачом). Ведь после прижигания очага аритмии проблема не возвращается, вне зависимости от того, в каком "круге" находился пациент до операции. Однако в РТ сегодня оперируют лишь первые две из перечисленных выше групп - это объясняется высокой стоимостью оборудования и "расходников".
- Сколько именно они стоят? - поинтересовалась корреспондент "ВК".
- Операция дорогостоящая, а цену электродов можно узнать в Интернете, - Тахир Габитов дал понять, что сам он закупками не занимается, его дело - оперировать.
В Интернете нашлись электроды стоимостью 500 - 800 долларов, почем их закупают для РКБ, осталось тайной.
- Проблемы с закупкой электродов для радиочастотной аблации были хроническими в начале 2000-х, - заметил Габитов, подводя итоги разговора о дефиците расходников. - Но в последние два-три года их закупали достаточно, больше операций мы просто физически не смогли бы осилить. И даже в этом году, работая на прошлогодних остатках, мы выполнили почти 50 процентов госзаказа. На этом запасы закончились...
Большие проблемы сегодня и у пациентов РКБ, нуждающихся во вживлении кардиостимуляторов. По словам Габитова, сегодня запас этих "расходников" позволяет делать операции только экстренно поступающим больным, по жизненным показаниям. То есть когда вопрос установки кардиостимулятора - это вопрос жизни и смерти.
- По относительным показаниям, то есть для улучшения качества жизни, больным в Татарстане требуется около тысячи кардиостимуляторов в год, - пояснил он. - Мы в этом году получили госзаказ на 350 стимуляторов и 135 уже поставили. Острой проблемы с кардиостимуляторами сегодня нет, ведь мы лечим пациентов медикаментозно, так что угроза жизни не создается. А те из них, кто нуждается в замене кардиостимулятора (таких 20 - 30 процентов от общего числа), записываются в лист ожидания заранее и могут ждать год-полтора. Они нам регулярно звонят - как только появляется возможность, мы их приглашаем. Но поскольку госзаказ выполнен только на треть, вопрос с отсутствием стимуляторов тоже требует решения.
О чем не скажут цифры
- В этом году в вопросе обеспечения операций пациентам с нарушениями сердечного ритма был сделан прорыв, - считает руководитель республиканского центра диагностики и лечения ритма сердца Юрий Терегулов. - Несмотря на кризис, госзаказ на дорогостоящие операции радиочастотной аблации был увеличен в полтора раза по сравнению с прошлогодним. 62 из 150 запланированных больных они уже сделаны. Месяц назад операции приостановили...
На вопрос, почему так получилось, Терегулов ответил лаконично: по не зависящим от РКБ причинам произошел перерыв в закупке электродов. И добавил, что волноваться нечего: "Мы имеем право и возможность держать больного на лекарствах и гарантировать ему жизнь, а с 10 июня, как только получим электроды, мы операции возобновим и все наверстаем".
Что же касается кардиостимуляторов, то к их подбору, говорит Юрий Терегулов, предъявляются жесткие требования, для каждого пациента выбирается тот, который подходит именно ему: "Стоимость стимуляторов разная, трехкамерного - 300 тыс. рублей, однокамерного - 20 тысяч. Сейчас мы получили десять трехкамерных - для пяти внесенных в нашу базу данных пациентов, страдающих тяжелой сердечной недостаточностью, плюс еще для пяти - на будущее".
Руководитель республиканского центра диагностики и лечения ритма сердца подчеркнул: проблемы с кардиостимуляторами и электродами существуют по всей России. Вот и у нас, мол, больным приходится ждать, зато, объединив потребности нескольких медучреждений, в Татарстане в этом году удалось провести консолидированную закупку расходных материалов и в результате существенно снизить их стоимость в пересчете на штуку товара. А значит, в итоге увеличить число операций:
- В прошлом году мы выполнили госзаказ и даже попросили его увеличить, так что всего сделали 247 операций по кардиостимуляции, а в этом году получили госзаказ уже на 350 кардиостимуляторов.
- А сколько больных нуждаются во вживлении и замене кардиостимуляторов и сколько - в операции по прижиганию очага аритмии?
- В данном случае цифры ни о чем не скажут. К примеру, в Америке таких операций делается на порядки больше, но, чтобы работать, как в Америке, нужно иметь такие же, как там, возможности выявлять заболевания. В Татарстане они есть пока даже не во всех районах. Мы только начали создавать систему выявления на местах.
В разговоре с корреспондентом "ВК" руководитель республиканского центра диагностики и лечения ритма сердца не раз подчеркивал: минздрав помогает клинике, откликается на предложения и инициативы врачей, принимает меры к обеспечению лечебного процесса, несмотря на кризис и стесненность в средствах.
Только вот добрые дела министерство, похоже, старается творить согласно библейскому завету - в глубокой тайне, в том числе и от больных. В течение недели корреспондент "ВК" пыталась прояснить позицию минздрава по поводу перебоев в поставках электродов и кардиостимуляторов и связанной с этим приостановкой операций в РКБ - но комментария от отвечающей за связи с прессой старшего специалиста Альбины Гарифуллиной так и не получила.
...На одном из медицинских сайтов корреспондент "ВК" прочла: "Основная проблема заключается в том, что врачи в большинстве случаев не могут точно определить, кто же именно относится к группе риска, поэтому кардиологи склонны прибегать к активному лечению всех пациентов с подобным состоянием... В России ежегодно инсульт уносит десятки тысяч жизней, а сотни тысяч людей делает инвалидами. Считается, что до 15% инсультов являются следствием недиагностированной или не вылеченной вовремя аритмии..."
Инна СЕРОВА
|