| № 140 (3914) | 23.09.2009 |
Тяжелый случай
Нескорая скорая на трассе
Жаловаться на плохую работу скорой помощи стало традицией. Но в городе приезд скорой, пусть и не скорый, все же гарантирован, а за городской чертой гарантии кончаются. Если, скажем, в Кукморском районе, где на шестьдесят тысяч человек всего одна бригада скорой, одновременно поступят сразу два вызова, например, на тяжелые ДТП, медикам придется выбирать, кому подписывать смертный приговор.
Повод для расследования
13 сентября в Верхнеуслонском районе, на 31-м километре трассы Казань - Ульяновск, случилось ДТП, очевидцы которого утверждают, что им самим пришлось оказывать первую помощь пострадавшим. По их словам, на место аварии приехала машина с красным крестом и соответствующей надписью, но люди в белых халатах, выйдя из нее, просто стояли и смотрели...
- Мы были там, многие выбежали из машин, бросились к раненым, стали приводить их в чувство, - вспоминает Диана Семенова. - У одной девушки были открытые переломы. Я спросила у женщины в белом халате, почему они-то не помогают. Она странно ответила: "Ее нельзя везти, срочно нужна операция". Их увезли примерно через час.
По пути в больницу 34-летняя женщина умерла. Так же как и более 400 татарстанцев, попавших в этом году в ДТП.
- У нас всегда находится на расследовании как минимум одно дело, связанное с нарушениями в работе скорой помощи, - прокомментировал ситуацию директор Центра медицины катастроф Минздрава РТ Фарит Ахмеров. - И в этом случае, похоже, есть причины для расследования. А если все было, как описывают очевидцы, то по заявлению родственников погибшей могут возбудить уголовное дело. Кстати, причины бездействия людей в белых халатах могут быть разными. Вплоть до того, что они вовсе не были бригадой скорой помощи: это, к примеру, могли быть сотрудники какой-то районной больницы, ехавшие мимо по хозяйственным делам на машине со специальной цветографической окраской.
ОМС как приговор
Ахмеров объяснил корреспонденту "ВК", что на весь Верхнеуслонский район, через который проходят московская и ульяновская трассы, лишь одна бригада скорой. К тому же это обычный автомобиль, тогда как на трассе часто нужен реанимобиль. Впрочем, на реанимобиль эту бригаду сажать ее квалификация не позволяет: она фельдшерская, а не врачебная.
Согласно нормам на селе на 10 тысяч жителей должно приходиться 0,6 - 0,8 бригады скорой, на деле - меньше. И уж тем более никто не учитывает, что летом во многих районах республики за счет дачников население возрастает вдесятеро.
Финансирование скорой осуществляется по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Деньги по ОМС выплачивают по завершении лечения больного. А у скорой какое завершение? Доставили пациента - и всё, лечат его в других отделениях Центральной районной больницы, при которых работают отделения скорой помощи. Поэтому оплата вызовов хоть и происходит из средств ОМС, но завершенным случаем считается и оказание помощи на месте, и доставка больного в приемный покой (факт эвакуации), и смерть пациента... На скорую в составе финансирования ЦРБ выделяется сумма, рассчитанная исходя из среднего количества вызовов за год и тарифа, который заведомо не покрывает затрат на содержание машины и водителя, на бензин, ГСМ и запчасти. И когда средств, поступающих по ОМС, хронически не хватает на оплату расходов на выезды скорой, главврачу интереснее потратить эти деньги на то, что даст реальную отдачу - вплоть до ремонта, благо такое право у него есть.
Больного при таком раскладе выгоднее уговорить не ждать скорую, а приехать в больницу на попутке, автобусе - как сможет. Что и делается: по словам Ахмерова, в среднем в половине случаев вызовы по "03" в районах завершаются записью в журнале: "Помощь оказана в приемном покое". То есть как минимум через раз не скорая едет к больному, а больной - за "скорой помощью"! Финансирование по системе ОМС, по сути, убивает скорую помощь как институт.
Чудеса в нацпроекте
Автодороги в России давно прозвали трассами смерти, и уже год, как на государственном уровне объявлена борьба с ростом смертности от ДТП. В приоритетном нацпроекте "Здоровье" выделено специальное направление, в рамках которого предусмотрено создание и оснащение современным медицинским оборудованием травмоцентров на базе ЦРБ и обеспечение их реанимобилями. Татарстану на эти цели из федерального бюджета выделено 189 миллионов рублей, травмоцентры вдоль трассы М7 должны заработать к концу года.
Реанимобили и травмоцентры - ничто без квалифицированных кадров, а чем их заманишь в глубинку при вышеописанной системе финансирования? "Специалистам надо выделять квартиры, давать социальные гарантии, и это задача не главврачей, а муниципалитетов, - говорит Фарит Ахмеров. - А без решения кадровых вопросов техническое оснащение ЦРБ, безусловно, улучшится, но реализация проекта не окажет серьезного влияния на снижение смертности от ДТП".
...Когда мы звоним в скорую, нам кажется, что она должна работать, как пожарные: вызвали - приехали, потушили, не вызвали - они дежурят в ожидании вызова, они наготове. Это и есть основной принцип организации любой службы спасения. Но при существующем подходе к скорой помощи, сколько ни делай разовых вливаний в ее оснащение, получать ее пациенты вдалеке от городов на автодорогах будут своевременно, только если поблизости окажется реанимобиль, в нем - квалифицированная врачебная бригада, в баке машины - достаточно бензина, а в травмоцентре - грамотные специалисты. То есть при чудесном стечении обстоятельств.
Инна СЕРОВА
|