 | № 17 (3977) | 12.02.2010 |
Места столь отдаленные
Иных уж нет, а тех долечат
Дежурная в санатории "Санта" - объект шуток, ее называют телезвездой. Все из-за ее прошлогоднего появления в новостной программе, где она выступила с репликой: "В санатории никого нет", чтобы отвязаться от телевизионщиков, которые тогда "шли по следу" собственника "Санты" Ираклия Саввиди, подозреваемого в организации убийства и скрывающегося в Греции... Сейчас эту фразу надо понимать буквально: все корпуса - под замком, а 250 сотрудников отправлены в административные отпуска.
Санаторий "Санта" расположен в Боровом Матюшино между Волгой и сосновым лесом. Он считается одним из наиболее комфортабельных в Татарстане, а по емкости (одновременно может принять 1100 человек) - крупнейшей здравницей Среднего Поволжья. Помимо обычных отдыхающих здесь традиционно принимали больных, нуждающихся в долечивании после стационара в сфере кардиологии, гастроэнтерологии, урологии, эндокринологии, неврологии, заболеваний органов дыхания, а также занимались реабилитацией беременных. За прошлый год долечивание в "Санте" прошло более 2 тыс. человек. Кроме того, сюда направляли детей на оздоровление, причем для школьников привозили учителей.
В январе этого года "Санта" впервые за два десятилетия не получила госзаказ на долечивание больных и, соответственно, денег из бюджета, которые традиционно позволяли санаторию продержаться в "мертвый" для большинства здравниц сезон зимы - начала весны. А больные, соответственно, не получат путевки в элитное Боровое Матюшино - казанцам придется довольствоваться санаториями в городской черте Казани, Зеленодольска и в поселке Васильево.
Открытый аукцион на право заключения госконтракта на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) на 2010 год был назначен Минздравом РТ на 28 января. В аукционном техзадании же впервые появилось условие, что расстояние, отделяющее санаторий от населенного пункта с медучреждением, оказывающим экстренную медпомощь, не должно превышать 10 км. Как известно, от Борового Матюшино до Казани - 25 км.
Директор "Санты" Ольга Новикова рассказала "ВК", что, обнаружив это новое условие, еще до аукциона отправилась в минздрав за разъяснениями:
- Я хотела получить ответ, из каких нормативных документов появилось это требование. Ведь официально известен лишь норматив времени приезда скорой помощи - не более 20 минут. А если не по бумаге, не по расстоянию на карте, а реально посмотреть: ведь по городским пробкам, по нечищеным улицам скорая может ехать и час, и полтора, а от нас по правительственной трассе до РКБ - 10 - 15 минут! Ведь 20 лет мы выполняли этот госзаказ, и больные были такие же. Действительно, их состояние может потребовать срочной госпитализации, и скорую мы вызывали часто, но за все годы не было случая, чтобы ее пришлось ждать по 30 - 40 минут, как это нередко бывает в городе... Мне ответили: "Не стоит вам участвовать в этом конкурсе. Нормативных документов нет, но лечебный отдел решил, что послеоперационными больными нельзя рисковать".
Санаторий все же подал заявку на участие в аукционе. Но в день его проведения аукционная комиссия минздрава вручила представителям "Санты" официальное уведомление о том, что этот претендент не допущен к конкурсу. Основание - несоответствие новой 10-километровой норме. Санаторий попытался оспорить это решение в Управлении Федеральной антимонопольной службы по РТ, но безрезультатно: его претензии сочли необоснованными.
- 11 марта 2009 г. мы в очередной раз продлили свои лицензии и получили еще одну - на "санаторно-курортную помощь по экспертизе временной нетрудособности". Это значит, что больного к нам можно направить на долечивание уже сразу после выдачи ему в поликлинике листка нетрудоспособности, - подчеркивает Ольга Новикова. - Так если минздрав 11 марта дает лицензию на долечивание, то почему всего 9 месяцев спустя не допускает нас до госзаказа на такое долечивание?
На этот вопрос проще всего ответить, что за эти 9 месяцев владелец "Санты", уважаемый бизнесмен и член "Единой России" Ираклий Саввиди, превратился в беглого фигуранта уголовного дела... Но, недоумевает Новикова, "почему из-за учредителя работники должны страдать?".
- 250 сотрудников мы вынужденно отправили в административный отпуск. А ведь люди у нас работали семьями, и большинство из Ковалей, Габишево, Орловки, где другой такой работы - чтобы, как у нас до сих пор, возили на вахтовом автобусе, кормили бесплатными обедами и зарплата выплачивалась вовремя - не найдешь... Они каждый день приходят, со слезами спрашивают: "Когда мы выйдем на работу?". Или так: "У меня кредит, как я буду расплачиваться? Что, мне у вас в кабинете повеситься?!".
Директор боится за время вынужденного простоя потерять ценные врачебные кадры, которые в санатории собирали много лет. В частности, "Санта" в свое время стала прибежищем для медиков санатория "Казанский", когда тот ликвидировали, чтобы построить базу для профессиональных спортсменов. "Казанский", располагавшийся в зеленом массиве парка им. Горького, прежде специализировался на реабилитации беременных. Закрывали его также под разговоры о благе пациентов: ведь куда как разумнее оздоравливать будущих мам за городом, под соснами! Теперь минздрав прозрел: оздоравливаться вдали от шума городского опасно для здоровья.
Кстати, из-за усиления минздравовской заботы о больных путем введения новой 10-километровой нормы сами больные теперь не смогут попасть на долечивание за казенный счет не только в "Санту", но и в другую известнейшую здравницу Татарстана - санаторий "Бакирово" с его уникальными лечебными водами и грязями. А третьей организацией, которой минздрав отказал по тому же основанию в доступе к госзаказу на долечивание, оказалась РКБ восстановительного лечения. РКБ ВЛ - также уникальное медучреждение, где ставят на ноги действительно тяжелых неврологических больных, и оно, увы, расположено рядом с "Сантой"...
Правда, для самих "Бакирово" и РКБ ВЛ эта чувствительная потеря госзаказа все же не станет роковой. Первый продержится и на ценителях местных вод и грязей. Вторая же до прошлого года на госзаказ по долечиванию и не претендовала: лечебница в Боровом Матюшино организационно соединена со стационаром в Казани, и тот, направляя своих больных на долечивание за город, может делиться финансированием (правда, таким же послеинсультным больным, но из других стационаров этот путь, очевидно, будет закрыт).
А вот "Санте" без этого госзаказа дотянуть до мая, когда начинается сезон обычных отдыхающих, будет крайне сложно. И уж, разумеется, Ираклию Саввиди не придется рассчитывать на доход от этого бизнеса. "Есть ощущение, - говорит Ольга Новикова, - что эта норма была введена специально "под нас". Я и на разборе в УФАС сказала: "Вы ведь все знаете, в связи с чем это происходит. Давайте честно говорить, почему 20 лет мы по всем параметрам устраивали и вдруг перестали". Однако имя нежелательного владельца так и не было произнесено.
Замминистра здравоохранения РТ Фарида Яркаева, подписывавшая январский протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на "реабилитационный" госзаказ, на вопрос "ВК", имеет ли отказ "Санте" какое-то отношение к уголовному делу ее владельца, твердо ответила: "Никакого". Она подчеркнула, что минздравовское нововведение - 10-километровая норма - диктуется исключительно заботой о безопасности больных: "Это не просто отдых, а долечивание, поэтому пациенту часто требуется экстренная помощь, и стационар, оказывающий медпомощь по этому профилю, должен быть недалеко".
Почему тогда эта норма появилась лишь в этом году, перекрыв финансирование предприятия беглого владельца, а заодно и возможность больных попадать в элитный пригород за казенный счет? До этого года финансирование долечивания осуществлялось Фондом соцстраха, напомнила Фарида Яркаева: "Но в этом году деньги идут уже из татарстанского бюджета, и мы ввели эту норму".
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Марина ЮДКЕВИЧ

|