| № 29 (3989) | 12.03.2010 |
Сердечная недостаточность
Полтора кардиолога на всю Казань
По данным минздрава, среди причин смертности татарстанцев лидируют болезни системы кровообращения: в прошлом году в структуре смертности они составили 65,8 процента, далеко обогнав стоящую на втором месте онкологию (14,7 процента). При сердечно-сосудистых заболеваниях жизнь пациента зависит от того, как скоро ему поставят диагноз и окажут медицинскую помощь. Но рассчитывать на быструю помощь не приходится не только жителям отдаленных районов республики, но и казанцам, которым рукой подать до медучреждений, способных лечить "сердечников" на самом современном уровне.
...Моей знакомой около года назад баснословно повезло: скорая помощь доставила ее с сердечным приступом прямиком в МКДЦ - Межрегиональный клинико-диагностический центр. Приступ случился аккурат между двумя походами в поликлинику - женщина уже не первый месяц посещала врачей по месту жительства в ожидании планового обследования. Позже участковый терапевт заметила, что, если бы не та бригада скорой, ее пациентка в лучшем случае стала бы тяжелым инвалидом. Вовремя попав на операционный стол, она теперь ведет практически нормальную жизнь, но нуждается в регулярных консультациях у оперировавших ее специалистов МКДЦ уже в так называемом плановом порядке. Только вот чтобы одолеть все предусмотренные планом этапы, надо иметь очень крепкое здоровье.
- Действительно, у нас в кардиологии хорошо отработана неотложная помощь, - подтвердила корреспонденту "ВК" рассказ пациентки замначальника горздрава Альбина Малова. - Тут главное - вызвать вовремя скорую. Если есть показания к получению высокотехнологичной медпомощи, а это многие формы инфаркта и заболевания, при которых необходимы стентирование, баллонная ангиопластика, тромболизис, то человека сразу доставят либо в МКДЦ, либо в РКБ-2. Чаще всего нуждающиеся в высокотехнологичной помощи больные попадают в МКДЦ, который дежурит по скорой пять раз в неделю. Когда же в ней необходимости нет, пациента госпитализируют в БСМП-1 или РКБ-3.
То есть больной, нуждающийся в высокотехнологичной помощи, минуя городские медучреждения, попадет в одну из хорошо оснащенных республиканских.
Ну а теперь о том, как организована в кардиологии плановая помощь. Человек, заподозрив нелады с сердцем, идет к участковому терапевту. Если при осмотре у терапевта также возникают подозрения, больной получает стандартный набор направлений на анализы, кардиограмму и, выстояв все очереди за ними, идет... вновь к терапевту. Терапевт может сам назначить лечение, а может, если случай ему покажется серьезным, направить пациента на обследование в республиканский кардиодиспансер или одну из немногих оборудованных необходимыми приборами казанских клиник. Обследование там проводят не сразу - на него очередь. На вопрос, сколько приходится ждать, замначальника горздрава ответила корреспонденту "ВК" уклончиво: "По программе социальных гарантий срок ожидания не должен превышать двух месяцев".
Терапевт может направить пациента и на консультацию к кардиологу. На все казанские поликлиники, говорит Малова, - всего полторы ставки кардиолога. А аритмологов в городских медучреждениях нет вообще. Значит, на консультацию опять же надо записываться в кардиодиспансер. Или не записываться, а полагаться на терапевта. По данным горздрава, до 60 процентов терапевтической помощи в поликлиниках Казани оказывается пациентам кардиологического профиля.
Далее, если выясняется, что больному показано лечение в том же МКДЦ, снова приходится ждать: на плановую госпитализацию там действуют квоты. Больные говорят, что ожидание растягивается на долгие месяцы, но официальных данных о сроках пребывания в очереди не предоставляют ни горздрав, ни МКДЦ.
- Очередь на госпитализацию имеет место, - говорит Альбина Малова, - но тут все зависит от диагноза и динамики заболевания, в случае необходимости пациента в очереди могут и продвинуть.
- Вопрос о госпитализации решает завотделением, - утверждает пресс-секретарь МКДЦ Анна Матвеева. - Если он сочтет необходимым, это может произойти и в день обращения по направлению.
Здесь следует оговориться: в МКДЦ и на консультацию к врачу, и на койку можно также попасть другим путем - через кассу. МКДЦ - учреждение коммерческое, правда, его платные услуги не всем по карману. Согласно прейскуранту, консультация обычного врача без степеней и званий там стоит 260 рублей, специалистов более высокой категории - от 360 до 660 рублей, а, скажем, такое исследование, как эхокардиография - 865 рублей.
Пресс-служба МКДЦ представила корреспонденту "ВК" статистические данные об услугах, оказанных пациентам в прошлом году. По линии кардиологии было проконсультировано 4737 человек, по линии кардиохирургии - 6637. Пролечились в кардиологических отделениях МКДЦ за год 2938 больных, в кардиохирургических - 2298. Однако эти цифры - общие, они не отражают соотношение между объемом платной помощи больным и "бесплатной", которую пациентам должны оказывать в рамках ОМС - обязательного медицинского страхования.
Не дают возможности оценить доступность для татарстанцев бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и отчеты минздрава. Какой вывод можно сделать из прозвучавшей на итоговой коллегии министерства фразы "По итогам 2009 года государственный заказ на оказание республиканскими клиниками ВМП за счет средств бюджета РТ выполнен на 100 процентов"? Что помощь оказана всем, кто действительно в ней нуждался, или что госзаказ всех нуждавшихся не охватил?
В отчете минздрава за 2009 год есть сведения о том, что в рамках госзаказа, то есть за счет бюджетных средств, в республике по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" ВМП в 2009-м была оказана 4115 больным, 5919 пациентам проведены дорогостоящие рентгеноэндоваскулярные исследования, а по сравнению с 2008 годом количество коронарографий увеличилось на 52 процента, стентирований - в 1,8 раза, операций коронарного шунтирования - на 18 процентов, электрокардиостимуляторов установили на 31 процент больше. Этот объем помощи, оказанной бесплатно не в одном только МКДЦ, а во всех медучреждениях республики, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь по данному профилю. Причем нигде не опубликована информация о том, какому количеству татарстанцев были показаны такие операции. То есть невозможно оценить эффективность работы системы, при которой помощь больным оказывают строго по квоте.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Инна СЕРОВА
|